НАЗАД В БУДУЩЕЕ. СТАРЫЙ РУССКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО

Анастасия Павлова

zakryvaiaglaza
Константин Растегаев и Екатерина Запашная. «Закрывая глаза». Фото ©Александра Дубровская

Сентябрь радует не только хорошей погодой, но и любимыми фестивалями. Уже в шестой раз в Большом Московском цирке проходил Всемирный фестиваль циркового искусства «Идол». И снова организаторы хотели не просто показать лучшие номера со всего мира, но и удивить зрителей чем-то необычным. В этот раз темой стал старый цирк в стиле стимпанк.

Надежда Русс, главный художник БМЦ: «В этом году мы решили отойти от русского стиля, потому что все вместе очень трудно нарисовать. Когда идет перенасыщение тем в одном сюжете, это не всегда хорошо. Мы решили оставить старый цирк и одеть его в стимпанк. Это колоритное направление дизайна. Здесь много можно фантазировать. Очень много возможностей для художника. Старый цирк очень хорошо ложится на эту тему. Старый цирк — конец XIX-начало XX века. Стимпанк — придуманное направление, которое отражает это время. Как бы могли развиваться машины, если бы не было электроники. Эти темы хорошо друг с другом взаимодействуют».

russ
Надежда Русс — главный художник Большого Московского цирка

  В рамках фестиваля, конечно, довольно сложно сделать сюжетную программу, но то ли номера так выстроили, то ли помогло оформление, придуманное художником БМЦ, но ощущение, что смотришь полноценный цирковой спектакль, не отпускало. У фестивалей своя драматургия — от сольников к массовым номерам, от более простого — к сложному. Волнение нарастало с каждым новым номером и трюком. В этот раз не оставили в стороне и блистательный балет Большого Московского цирка под руководством Ольги Полтарак. Танцоры выполняли трюки в воздухе на морских коньках.

konki
Балет Большого московского цирка. Номер «Морские коньки»

Ольга Полтарак, главный балетмейстер БМЦ: «Мы расширяем границы танца и подвергаем артистов балета некоторым экспериментам. В этом году мы тоже экспериментируем. Танцуем не только на полу, но и в воздухе. Для этого был создан специальный реквизит».

  Надежда Русс: «Номер морские коньки работает в воздухе. Номер придумывали долго, сначала хотели сделать лошадок, но нам показалось это банальным, а потом я предложила морских коньков. Сами по себе коньки заслуживают не меньше внимания, чем номер. Они трехметровые, сделаны из высокотехнологичных материалов. Ощущение, что они металлические, но, на самом деле, это пластики. На четыре юбки наездниц ушло порядка 500 метров ткани».

zakulisie

 Воздух вообще был едва ли не основным в шоу: и не только сложнейшие воздушные номера в исполнении профессиональных артистов, но и подвесная кольцевая дорога со старинным велосипедом, на котором каталась ведущая, актриса и певица, Юлия Ковальчук, и канат, на котором спускался в манеж ведущий, директор Большого Московского цирка, Эдгард Запашный. Воздух наполнял каждый номер — от жонглирования до дрессуры.

  Надежда Русс: «У нас очень интересный выход самих артистов. Он будет нестандартный. Они будут выходить из боковых проходов. На высоте будут подвешены девочки-театры. В гигантских юбках-кулисах, которые спускаются вниз и закрывают боковые проходы. Само появление ведущих очень оригинальное. Образы очень узнаваемы и слегка утрированы, конечно. Очень красивые костюмы у ведущих — в цилиндрах у них сидят маленькие птички. У Юлии Ковальчук в костюме будет загораться свет».

kovalchuk
Ведущая Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол» Юлия Ковальчук

  Костюмы ведущих, как и балета, тоже придуманы Надеждой Русс. Эдгард Запашный предстал, конечно, в образе укротителя: удлиненный пиджак, борта которого украшены шестеренками, высокий цилиндр, выполненный в виде клетки с птицей внутри. Его помощница — хрупкая гимнастка в пышной розовой юбке, короткой курточке и таком же цилиндре. В спектакле были и огромные механические часы, которые начинали отсчет времени в шоу, и огромные пластиковые морские коньки, издалека смотревшиеся металлическими, и воздушный шар в обрамлении металлических кружев.

zapashny

Две программы, каждую из которых зрители могли посмотреть в течение двух дней и грандиозное гала-шоу, где были объявлены победители, уместились в пять дней. А потом на протяжении недели можно было наслаждаться лучшими номерами. Начинались они, по традиции старого цирка, с парада-алле.

  Чем же удивляли на «Идоле» в этот раз? Прежде всего, номерами не из самых цирковых стран: Перу, Аргентина, Эфиопия… Хотя, кажется, ни один фестиваль на Вернадке не обходится без африканских артистов. В это раз мы познакомились с жонглером. Эрмиас Менгисту работал с прыгающими мячами — небольшие мячики отскакивали от расположенных под углом стенок, ритм все ускорялся, а количество мячей увеличивалось. Так строятся многие сольные номера в этом жанре. В чем можно было убедиться днем раньше, когда чешский темповой жонглер большими мячами Зденек Полач демонстрировал нам свое мастерство.

zongler
                      Жонглер Зденек Полач (Чехия)

  Сольные номера представили и эквилибристы. В образе французского парфюмера, собирающего новый аромат по ноткам, предстал Папин Хачатрян, балансирующий на верхушке Эйфелевой башни. Его номер «Парфюмер» неслучайно предваряли изящные танцовщицы из «Мулен Руж» на морских коньках, а Татьяна Белова и правда напоминала огонек свечи, то неверно трепещущий в темноте, то вдруг взметающийся ввысь и горящий ровно и сильно (Номер «Свеча»)

ekvilibr
                   Эквилибрист Папин Хачатрян (Россия)

  Один из солистов — гимнаст на трапеции из Перу Дейви Франко — работал без страховки практически под куполом цирка. Надо заметить, что подобные номера (возможно, не на трапеции) очень популярны в латиноамериканских странах. Есть такой уличный аттракцион колесо, где отчаянные ребята демонстрируют свое умение на немаленькой высоте. Они и раскручиваются, и вытворяют какие-то кульбиты. Вспомнилось мне это, потому что делалось все с такой видимой легкостью, азартом и бесстрашием, словно это не представляет ни малейшей опасности.

brocken
         Парное воздушное кольцо «LunaStorme» (США)

  Впрочем, опасных номеров хватало с избытком. Даже если твой партнер подбрасывает тебя, казалось бы, не так уж высоко над манежем, как в номере «Партерная рамка «Brokendance»» в исполнении Хосе и Дани из Аргентины, никто не застрахован от травм. Парные воздушные номера — история отдельная. Они всегда сюжетны, невероятно красивы, с хорошо подобранной музыкой и постепенно усложняющимися трюками. На фестивале их было с избытком: и парная трапеция от Авиталь и Йохэн (Израиль/Германия), и парное воздушное кольцо «LunaStorme» из США, и, конечно, российская пара — Екатерина Запашная и Константин Растегаев — на воздушных ремнях «Закрывая глаза».

zakryvaiaglaza
Воздушные ремни «Закрывая глаза». Екатерина Запашная и Константин Растегаев

Номер «Закрывая глаза» — это сон. Главный герой в исполнении Константина Растегаева — мечта, а может, это был демон, медленно спускающийся по облакам к ложу нежной красавицы. Черное и белое — любимое цветовое сочетание в подобных сюжетах, но оно и работает лучше всего. В нем и строгая графичность линий, и нежность, и тайна. Героиня Екатерины Запашной — нежна и трогательна, она и боится сна, и сама хочет еще больше погрузиться в него. От осторожного присматривания до первого шага, от мягкого взлета до страстного кружения под куполом — всего несколько минут. И целая история несостоявшейся романтической любви. И мечта, слитая с желанием, и трогательная беззащитность героини, стремящейся к иной жизни… Может, к лучшему, что это всего лишь сон…

  Совсем иной по темпу, настроению, энергетике номер «LunaStorme». Страсть тут заложена с самого начала. Это борьба двух начал — нежности и страсти, алого и белого, струящегося лунного света и кровавого зарева. Девушки, сливающиеся в единое целое в этом воздушном кольце, все равно как Луна, которую медленно поглощает огонь. Кровавая Луна — предвестница несчастий, а может, несущая очищение и новую страсть… Женские воздушные номера все чаще появляются в цирковых программах. Они считаются более сложными и опасными, потому что обе партнерши, как правило, находятся в одной весовой категории — тем сильнее включаешься в номер, и ловишь себя на мысли, что невольно молишься за них…

kristina
Кристина Кузнецова «Гротеск на лошади»

  Особняком в любой программе стоят номера с животными. На «Идоле» было представлено четыре номера: соло Кристины Кузнецовой «Гротеск на лошади», дрессура верблюдов «В гостях у шейха» под руководством Константина Растегаева, шоу «Гиппопотамус» под руководством Тофика и Людмилы Ахундовых и, конечно, хищники — номер «В садах Ривенделла» под руководством Ольги Борисовой и Алексея Макаренко.

rivendel
Номер «В садах Ривенделла» под руководством Ольги Борисовой и Алексея Макаренко

  Юная хрупкая Кристина Кузнецова танцевала на спине лошади, прыгала через кольцо, жонглировала обручами. Выполняла, к слову, сальто через кольцо — она единственный исполнитель этого трюка. Этот номер вернул нас в тот самый старый цирк, где похожие номера были очень популярными. Только трюки с тех пор стали сложнее, а исполнительницы отчаяннее.

verbludy
Екатерина Запашная

  Сложность работы в номере с верблюдами — в синхронности выполнения трюков, один запоздал или оступился, и все сбилось. «Корабли пустыни» сначала медленно, потом в темп двигались по манежу, выстраивались в цепочку, осторожно разворачиваясь в кажущемся совсем маленьким круге манежа, практически танцевали, совершая переходы. За кажущимся спокойствием таится опасность, за легкостью, с которой все делается — огромный труд.

ahundovy
Тофик и Людмила Ахундовы. Шоу «Гиппопотамус»

Редкие гости на цирковой арене — гиппопотамы. Аттракцион с этими немаленькими животными представили Тофик и Людмила Ахундовы. Неповоротливые гиганты играли в мяч, перекатывались по манежу, выстраивались в пирамиду. А происходило все, конечно, в Африке, среди пальм и бегающих обезьянок.

  Аттракцион   «В садах Ривенделла» — премьера фестиваля. Его поставила для Ольги Борисовой и Алексея Макаренко Елена Петрикова. Дрессировщики в серебристых костюмах, кажется, не делали ничего особенного. Но это лишь на первый взгляд — в их номере самое большое количество контактных трюков — тут и голова в пасти льва, и кормежка изо рта в рот, и руки в пасти, и нежные объятия. Не обошлось и без хулиганств подопечных. А в финале прекрасная дама взмывала на качелях вверх, а рядом с ней красовался царь зверей. Но самая большая сложность была приучить львов к новым костюмам, пришлось для репетиций закупать медицинские халаты.

  После номеров с животными самыми зрелищными, конечно, являются групповые — как партерные, так и воздушные номера. Тут фору всем дают представители восточных стран. Номера из Монглолии, Китая и Кореи всегда самые многонаселенные, насыщенные трюками, и почти всегда с местным колоритом.

shlyapi
«Групповые жонглеры шляпами»

 Китайцы представили два мини-шоу — «Групповые жонглеры шляпами» и «Баланс на голове с веерами».

  Манеж заполнили стройные, невысокие элегантно одетые юноши и девушки. Танец под песню Майкла Джексона и жонглирование — от соло, когда каждый показывает свое мастерство, — до группы, когда все сливается в единое движение. Как волна, постепенно набирающая мощь и высоту. Легко перемещаясь по манежу, совершая прыжки и кульбиты, выстраивая пирамиды на плечах друг у друга, они не переставали кидать шляпы — поразительная синхронность и почти невесомость этих артистов заставляла отбивать ритм и следить за каждой вновь взмывающей вверх шляпой.

balans
«Баланс на голове с веерами»

«Баланс на голове с веерами» выдержан в традиционной китайской стилистике — от костюмов до самих трюков. Основной трюк — прыжки с головы на голову: акробат, стоя на голове, перепрыгивает на голову рядом стоящего. Здесь то увеличивается расстояние между партнерами, то меняется траектория прыжков, а в финале — он прыгает на голове по лестнице вверх и также спускается в манеж.

taina
Вольтиж на шарах «Тайна джентльменов» п/р Эрдене Нергуй (Монголия)

  Монгольская труппа под руководством Эрдене Нергуй не новички на фестивале. На этот раз они привезли «английский номер» «Тайна джентльменов» — вольтиж на шарах. Это один из самых зрелищных и сложных номеров фестиваля. Огромные шары нижние перекатывают ногами, баланс на них держать трудно, вдвойне внимательнее нужно быть артистам — и тем, кто внизу, и тем, кто ловит. Знакомые по партерной акробатике трюки — от прыжков на плечи до перекидки почти невесомой партнерши — становятся зыбкими, более опасными. И потому синхронность действий и точность полета вызывают неизменный восторг зрителей.

  Самая закрытая страна и в этот раз удивила мастерством артистов. На 12-метровой высоте канатоходцы из Кореи работали без страховки. Они перебегали по канату как по дороге, перепрыгивали через 1-2-3 гимнастов, сидящих на канате, ходили по лестнице, установленной на канате, выполняли сальто. Все как в последний раз. Современные «Тибулы» вообще не знают слова страх, да и слова невозможно, кажется, в их лексиконе тоже отсутствует.

kndr

К слову, Япония тоже была представлена на фестивале. Правда, российскими артистами — номером «Вольтиж с рамкой» под руководством Марины Казаковой. Этот номер знаком любителям цирка — он был представлен в спектакле «Эпицентр мира», который продолжит свою работу уже в эти выходные.

  Стоит отметить и еще два номера — Двойная свободная проволока «Who I am…» в исполнении Никола Таро и Виктора Санчеза (Испания/Франция) и Эквилибристы на першах «Противостояние» под руководством Таалайбека Сарайлаева (Россия).

pershi
Эквилибристы на першах «Противостояние» под руководством Таалайбека Сарайлаева (Россия)

  В первом рассказана драматическая история, сродни уайльдовскому «Портрету Дориана Грея» или шварцевской «Тени», когда человек и его отражение настолько сливаются, что и сами перестают понимать, кто где. Во втором нас переносят в 19 век с его балами и юнкерами, очаровательными уездными барышнями и гусарами. Как бравируют своей смелостью гусары, как непринужденно они взлетают по першу вверх, перепрыгивают с одного на другой, крутятся вокруг него. Как каждый хочет показать свою удаль красавице, которая и сама не промах. И как заводят они зал своим лихачеством.

kloun
LaLoka (Елена Егорова)

  Ни одно представление не может обойтись без клоунов. «Идол» не исключение. Обаятельная, неунывающая LaLoka (Елена Егорова) вовлекала в свои репризы и ведущего, и зрителей, успела побывать и рок-певицей, и дирижером, и съесть не один гамбургер на глазах у изумленного шпрехшталмейстера. Она совершенно оправдывает свое сценическое имя — ее героиня сама жизнь. Клоун из Аргентины Пьетро Висентини, скорее, романтик, хотя не прочь и похулиганить — то попкорном зрителей обсыпет, то жонглируя, шляпы уронит. Вообще это такой путешественник — вечно с чемоданчиком, в котором найдется все, стоит только покопаться.

balet

 kostym

  Такие разные номера и настроения связывает балет Большого Московского цирка: тут и шестеренки в волшебных часах, и уже упомянутый Мулен Руж на морских коньках, и золотые рыбки, окружившие ведущего, и совершенно фантастический танец в муке.

goldfish

  Надежда Русс: «У нас так получается чаще всего, что сначала рождается идея, потом мы придумываем концепцию номера, потом я разрабатываю эскизы, и с учетом того, что я разрабатываю, у нас идет постановка. Естественно, когда это касается хореографии, то в плотном контакте работаю с Ольгой Полтарак, потому что я должна учитывать особенности постановки, а она — костюмы, которые ей предлагают в работу, и какие возможности костюма она может использовать».

muka

Ольга Полтарак: «Надеюсь, мы создадим гармонию танцем, костюмами, общей картинкой».

  Конкурсная программа, продолжавшаяся три дня, завершилась 9 сентября грандиозным гала-концертом и награждением победителей. Гран-при фестиваля (который включает «Золотого Идола», «Золотой Манеж» и «Золотой зрительный зал») достался канатоходцам из Кореи. Праздник в цирке на проспекте Вернадского продолжался еще неделю. Все это время зрители могли видеть самых лучших артистов, завоевавших высшие награды фестиваля. В воскресенье «Идол» простился с Москвой, но лишь для того, чтобы вернуться через год и снова удивлять нас сложнейшими номерами, неординарными темами, яркими костюмами и фантастическими танцами.

Искала идеальный номер
Анастасия Павлова
Фотографии Александры Дубровской

Author

Поделиться: