«ТАБАКОВ РУССКОЙ СЦЕНЫ»

Валерия Новокрещенова

17 августа Олег Табаков отметил бы свой 83-й день рождения.

  Еще 24 марта, спустя несколько дней после смерти актера (Олег Табаков ушел из жизни 12 марта), во время ежегодной акции «Ночь театра», выпускники разных актёрских курсов Олега Табакова в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ поделились историями своих личных взаимоотношений с Олегом Павловичем.

ugrumov

  В начале вечера актёры вместе со зрителями посмотрели документальный фильм «Табаков русской сцены. Роль в истории», снятый по сценарию Григория Заславского (закадровый голос — Сергей Чонишвили) в 2015 к 80-летию мастера. А потом рассказали о той решающей роли, которую Олег Табаков сыграл в их личной и актёрской жизни. На протяжении вечера часто звучали слова: «Олег Павлович — человек, которым мы были сформированы».

  В своем вступительном слове, предваряющем просмотр, директор «Табакерки» Александр Стульнев с сожалением произнес, что уже сейчас каким-то образом пытаются ревизовать сделанное Олегом Табаковым. Он сказал, что просмотр фильма поможет хотя бы отчасти вспомнить «о том вкладе, который внес в развитие, становление и строительство театра этот великий человек». Уникальность ленты, по словам директора театра , в том, что она отражает, и творческий, и созидательный путь Олега Табакова. Сам герой посмотрел фильм о себе накануне юбилея. «Олег Павлович хвалил нас крайне редко и при этом был всегда скуп и малословен. Но все же мы научились понимать, когда ему нравится то, что мы делаем, а когда нет. Фильмом худрук остался доволен», — подытожил Александр Стульнев

  В фильме «Табаков русской сцены» представлена галерея ключевых кино- и театральных ролей Олега Табакова: от романтичного юноши времён оттепели Олега Савина из спектакля «В поисках радости», ставшего первым козырем «Современника» 1957-го года (и его же киновоплощения в «Шумном дне» А. Эфроса и Г. Натансона) до ювелира Мориса Ходжера, с иронией и достоинством смотрящего в глаза наступающей смерти, в спектакле Константина Богомолова МХТ им. Чехова «Юбилей ювелира».

  Идущая чуть более получаса, но содержательная и даже афористичная лента отображает не только и не столько этапы его актерской судьбы, но и расставляет акценты на вехах развития русского театра, рифмуясь с общественными настроениями разных лет. Романтичного юношу, готового отстаивать свои идеалы, сменит приспособленец Александр Адуев герой инсценировки Виктора Розова «Обыкновенная история» по роману И. Гончарова. В этом спектакле Олег Табаков сыграет и Адуева-младшего, а несколько десятилетий спустя станет играть роль дядюшки. Лейтмотивом фильма стали слова профессора Серебрякова из пьесы А. Чехова «Дядя Ваня», которые часто повторял Олег Табаков (он играл эту роль в «Табакерке» в 2000-х годах): «Дело надо делать, господа!» Для Табакова «дело делать» значило уметь предугадать, рискнуть, оценить потенциал художественной идеи и постоянно находить и открывать новые имена, оно включает и умение интуитивно чувствовать время, и как итог — уметь организовать и наладить за театральное производство. Не случайно финальным аккордом фильма стали кадры из мультипликационного фильма о «Простоквашино», где Табаков озвучил роль Матроскина. Ведь кот — рачительный хозяин. По мнению Олега Табакова, «для нашего российского «Простоквашино» Матроскин актуальнее Гамлета». И именно в этом персонаже больше всего от Табакова-человека, с его умением быть бережливым и гостеприимным хозяином.

matroskin

  Большая же часть вечера была посвящена воспоминаниям о нем учеников. Все они назвали один из главных талантов Табакова — верить в актерский талант других. Именно поэтому одной из любимых цитат была и строчка из Пастернака «Талант, единственная новость, /которая всегда нова», которую можно назвать жизненным кредо Олега Табакова. Как сказал Анатолий Смелянский, он присвоил ее себе как символ веры, и это воплотилось в его учениках и из Школы-студии, и из ГИТИСа, и театрального колледжа.

  К микрофону на небольшую сцену Малого репетиционного зала в тот вечер выходили выпускники 1980 года первого ГИТИСовского набора Олега Табакова Михаил Хомяков, Анна Гуляренко, Александр Марин, стоявшие у истоков «Табакерки», а позже привлеченные мастером к педагогической деятельности в колледже. Своими воспоминаниями об Олеге Павловиче поделились Сергей Угрюмов, Алена Лаптева, Марианна Шульц, тоже занятые подготовкой начинающих актеров.

homyak

  «Ну, что Мишка, тебе полтинник, тебя учили, а теперь и тебе пора отдавать долги», — так Олег Табаков поздравил с юбилеем одного из первых своих студийцев актера Михаила Хомякова и пригласил его преподавать в театральном колледже. «Мне, в числе оказавшихся в нужное время и в нужном месте, на курсе Олега Павловича, повезло быть причастным к этой орбите по имени Олег Табаков», — сказал Михаил Хомяков. По его словам, Олег Павлович, подобно ледоколу преодолевал все препятствия, связанные с открытием театра-студии в 1980-х, и еще прихватил с собою целую компанию, в которую верил и которая самоотверженно верила ему. «Несколько несправедливо, что слово гениальный и выдающийся сегодня настолько нивелированы, что чтобы полноценно оценить вклад Олега Табакова в развитие театрального дела, нужно подбирать другие словосочетания, для феномена Табакова еще предстоит найти имя», — отметил Михаил Хомяков.

marin

  Режиссер Александр Марин и актриса Анна Гуляренко, напротив, поделились личными и, как сказала актриса, «небольшими, почти бытовыми, деталями» из своих взаимоотношений с Олегом Табаковым. Режиссер рассказал, что, будучи еще первокурсником, обратился к мастеру с личной просьбой, привезти жизненно необходимые лекарства для одного из членов семьи, так как купить их можно было только заграницей. «И на протяжении долгих лет Олег Павлович привозил мне эти лекарства. Каково же было мое удивление, когда я сам, поехав заграницу, понял, сколько эти лекарства стоили по-настоящему», — рассказывал Александр Марин. Марин продолжительное время работал в Канаде и на его окончательное решение вернуться в родную театр-студию, очень сильно повлиял вопрос, заданный Табаковым: «Сашка, а умирать ты где собираешься?» Я ответил: «В России…»

gul

  Анна Гуляренко рассказала о том, как Олег Табаков во время летних каникул в ГИТИСе взял их с собою в Пущино, где в то время снимался у Никиты Михалкова в фильме «Несколько дней из жизни Обломова» и как Никита Михалков неоднократно напоминал студентам, участвовавшим в его картине в массовке, «пусть другие играют как хотят, а вы табаковцы». Как во время такой же летней поездки-экспедиции в Кирилло-Белозерский монастырь, которую Олег Табаков специально организовал для студентов, искали в свободное время в Вологде подарок на день рождения мастера. Анна Гуляренко вспомнила, что сперва купили огромный торт, на котором было множество фигурок цыплят, «поскольку нас, как можно догадаться, называли цыплята Табака», а потом увидели в витрине магазина велюровые автомобильные чехлы на сиденья. «Мы остановили на них свое внимание из-за цвета, они были такого редкого небесно синего цвета, как глаза Олега Павловича». Один из преподавателей, пока Табаков спал днем, выкрал ключи от «Волги» Олега Павловича, чтобы получился сюрприз. Когда Олег Павлович позже вышел к машине и увидел на сиденьях чехлы, которые в Москве было точно не достать, обошел «Волгу» и, отойдя, совершенно спокойно произнес: «А мою, похоже, угнали». Говорила Гуляренко и о том, что Табаков заставлял их читать не только художественную литературу, но и газеты. Он считал, что «негоже считать себя интеллигентым человеком и не знать, что происходит у тебя в стране». Читала она и телеграмму, отправленную из деканата ГИТИСа, в которой ее приглашали на второй тур. Он решила, что это ее подруги решили ее вызволить из Ленинграда, а когда позвонила по указанному телефону, оказалось, что это сам Табаков. «Олег Павлович часто говорил про себя, что фартовый, что счастливчик, но я думаю, это было одно из его умений делать все “легко”, чтобы казалось, что все делается легко, ведь просто так инфаркт в 29-летнем возрасте не получают», — подытожила актриса.

germanova

 

Евдокия Германова рассказала о дне прощания. Она не успела на церемонию, но пошла в МХТ. «Каково же было мое изумление, когда группа молодых ребят, возможно, студентов Школы-студии, тихо, почти бесшумно прошла через зал, по одному поднялась на сцену, каждый подходил к тому месту, где сегодня было как бы последнее восхождение Олега Павловича на подмостки, преклонял колени, клал руку на сцену и в чем-то клялся ему… Я, совершенно этим ошеломленная, поняла их поступок как некую для самих себя зацепку для дальнейшего движения, для сподвижничества в профессии». В своих воспоминаниях актриса также попыталась дать определение природе лидерства, которой, безусловно, обладал Олег Табаков. Она выделила три характерных черты природы лидерства: это чувствование цели, понимание направления, куда лидер ведет людей, и энергия, с которой он ведет за собою, и, в-третьих, это сочетание двух первых качеств, выполнение обязательств, которые он проповедует. Актриса рассказала, что во время просмотра поймала себя на мысли, что до сих пор смотрит на Олега Табакова учась, считывая, как им создан персонаж. «Я также после просмотра сформулировала для себя: для того, чтобы так играть с такой пластикой, так мимикрировать и перевоплощаться, буквально ежеминутно выдавая из себя фейерверки настолько разных по диапазону эмоций, нужно обладать безусловным, внутренним человеческим стержнем».

  Марианна Шульц завершила «Ночь» воспоминаний лирическим посвящением мастеру. Табаков, по словам Стульнева, называл ее «новой Фаиной Георгиевной» из-за их схожей природы актерского таланта. Выпускница табаковского курса Школы-студии МХАТ 1994 года, на котором учились Евгений Миронов и Владимир Машков, прочла стихотворение Марии Петровых «Назначь мне свидание» и исполнила романс Булата Окуджавы «Песенка Моцарта», с которыми поступала на курс к Олегу Табакову в Школу-студию МХАТ.

shulc

  Все воспоминания о мастере собраны в книге «Табаков русской сцены», которая рассказывает о нем как об учителе, педагоге, мастере, актере, обладавшем исключительным для артиста даром — радоваться чужому таланту. Каждая глава в ней — рассказы как его непосредственных учеников, так и тех, кто был и останется частью его большой театральной семьи, в чьей судьбе Олег Табаков сыграл решающую роль, а также его друзья.

Фотографии Валерии Новокрещеновой

Author

Поделиться: