В ПОИСКАХ СЕБЯ

admin

Лучший способ отпраздновать юбилей любимого автора – провести время с томиком его стихов. Но юбилей Владимира Маяковского (19 июля 2018 года – 125 лет со дня рождения поэта) можно отметить еще более ярко. А именно: посетить специальный показ городского мюзикла «Маяковский» в Театре Луны.

  Этот проект был осуществлен в сотрудничестве с АНО «Музыкальное сердце театра. Постановка Алексея Шошева остается в репертуаре театра. И «Маяковскому» в этом отношении повезло гораздо больше, чем «Чайке», которой Театр Луны начал сезон 2017-2018.    

  Спектакль начинается согласно многочисленным шаблонным советским представлениям о Маяковском – певце революции: с бодрого марша. Красные флаги, красные косынки, сам Маяковский в алых цветах… В какой-то момент даже чувствуется легкая тревога: неужели все сведется к подобному восприятию поэта?..

  Но нет – в либретто Александра Лебедева поэт предстает перед нами во всех своих ипостасях. Провокационный футурист, тонкий лирик, яростный пропагандист. Мы наблюдаем и творческие поиски, и обретение нового языка, рождение только Маяковскому присущих слов. Новые строки, слова, стихи присутствуют на сцене: эту роль блистательно исполняют артисты пластической группы. Пластика в постановке Жанны Шмаковой позволяет наблюдать, насколько поэтический путь труден. Ведь любой шаг в сторону – ломается строчка, уходит опора. Верное слово – и словно цепочкой начинает виться целое стихотворение…

  Метаморфозы поэта не ограничиваются только творчеством, ведь перед нами проходят и основные чувства поэта. Авторы спектакля назначают главными музами Эльзу Триоле, Лилю Брик и Нору Полонскую. И в любви Маяковский проходит от страстного танго к торжественному гимну, а затем – к нежной лирике.

  Изменения и развития поэта находят отражения и в музыке. Алексей Шошев создает композицию, которая по форме, скорее, напоминает симфонию, нежели мюзикл или рок-оперу в их традиционных пониманиях. Мелодии звучат практически постоянно, отражая малейшие нюансы настроений и чувств персонажей.

  Артистам, исполняющим главную роль – Андрею Школдыченко и Артему Крестникову – удалось показать все эти переходы, внутреннее горение поэта, его опустошенность, с которой он приходит к финалу. У каждого исполнителя есть особенности, которые делают образ неповторимым. Подобная роль в любом случае подарок для артистов, так как позволяет развиваться не только в вокальном, но и в драматическом направлении.

  Жанр спектакля обозначен как «городской мюзикл». Так как авторы не дают четкого объяснения, что именно отличает этот вид мюзикла, то я рискну составить собственное определение. В подобном музыкально-драматическом спектакле немного арий, но постоянно присутствие музыки. Звуковой ряд достаточно лаконичен: оркестра нет, есть действительно городские инструменты, такие как аккордеон, гитара.

  Единственное слабое место спектакля кроется в разнообразии актерских составов (например, на роли Лили Брик заявлены четыре актрисы: Ирина Медведева, Янина Мелехова, Юлия Железняк, Теона Дольникова). При нечастом исполнении мюзикла не сразу возникнет актерская сыгранность и сглаженность дуэтов. Поисками, полагаю, займется и публика: чтобы посмотреть все возможные варианты составов и составить свой идеальный, придется постараться.

Маяковского на Луне нашла
Наталья Сажина
Фото Елены Киселевой

Author

Поделиться: