ВЕДЬМОЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ КАЖДАЯ…

Анна Оконова

На сцене театра на Малой Бронной Сергей Голомазов поставил очень сильную по накалу эмоций пьесу Артура Миллера «Салемские ведьмы», которая обращается к событиям, произошедшим в 1692 году в пуританском городке Салем, где по обвинению в колдовстве и общении с дьяволом были осуждены и казнены через повешение более сотни человек. Город разделился на обвинителей и обвиняемых. Первопричиной хаоса была группа девушек, танцевавших за гаданием в лесу и замеченных одним из жителей. Их обвинили в колдовстве, а затем историей заинтересовалась инквизиция. Обвиняемые менялись местами с обвинителями, в историю вмешались страхи, старые счеты, зависть и ревность. Обвинения были абсурдны, но жертвы не смогли подтвердить свою невиновность, каждое высказывание искажалось и перевоплощалось в обвинение.

  Вскоре церковь признала, что аналогичные наказания и суды были незаконными и несправедливыми. Артур Миллер, перенося действие в эпоху первых переселенцев, говорит о своих современниках, о жертвах антикоммунистического судебного разбирательства, развернувшегося в 50-х годах ХХ века в Америке.

  Напряженность присутствует на протяжении всего спектакля и еще долго не отпускает после. Основная музыкальная тема, написанная Джоном Мерфи, появляется в самом начале и возвращается в особо острые моменты, своим нарастающим ритмом усиливая чувство тревоги и обреченности. Желая подчеркнуть универсальность и актуальность пьесы Миллера, Сергей Голомазов не стал помещать историю в конкретный временной период. На сцене практически нет декораций, по которым можно определить эпоху, в основном используются деревянные кубы и пиксельный задник, благодаря которому изменяется место действия: светящийся огнями город, тюрьма, и поляна. Отличительной деталью, созданного Николаем Симоновым пространства, является расположенная под самым потолком наклонная балка, пересекающая всю центральную часть сцены – виселица, на которой должны закрепить веревку. Одежда (художник по костюмам Мария Данилова) так же отличается минимализмом и мрачностью, лишь участницы ночных гаданий облачены в белые платья-рубашки.

   У хаоса Салема есть не мистическое, а вполне материальное, мирское объяснение. Главная обвиняемая в колдовских танцах – Абигаль Уильямс желает смерти жене Джона Проктора, в которого она влюблена. Абигаль Настасьи Самбурской старше и хитрее девочек, которыми она легко манипулирует, подавляя своей уверенностью и внушая чувство страха за участие в лесных гаданиях. Ее отличает буйный нрав, упрямый взгляд исподлобья и способность подавлять окружающих. Ее подростковая влюбленность и эгоизм толкают на оговор. Она идет на все, чтобы получить желаемое. Подговаривает Мэри, маленькую служанку Прокторов, подарить ее хозяйке куклу, под юбкой которой оказывается игла, а потом корчится на полу от боли в животе и демонстрирует обществу аналогичную иглу, обвиняя Элизабет в колдовстве. Невинное лицо, испуганный взгляд и дрожащий голос вводят в заблуждение жителей города.

  Джон (Владимир Яглыч) человек прямой, работящий и честный, мучимый чувством вины за измену, сторонится всего и долго не замечает происходящего в Салеме. Пока беда не приходит в его дом. Джон Владимира Яглыча, яростно жестикулируя, пытается отбить жену у помощников судьи, выкрикивает обещания спасти ее от обвинений Абигаль. Соседи удерживают его, понимая, на чьей стороне перевес сил и опасаясь, что могут забрать и самого Проктора. Уверенный в своей правоте, он встречает удар открыто: выпрямившись, плотно сжав губы, он смотрит в зал, полный решимости бороться.

  Яростно защищая на суде жену и других ни в чем не повинных людей, он навлекает на себя обвинение в связи с дьяволом и тоже оказывается в тюрьме. Вскоре перед Джоном встает непростой выбор: отправиться на виселицу, но сохранить свое честное имя или оговорить себя, признав «слугой дьявола», покаяться и спастись. Ключевой момент спектакля – внутренняя борьба Проктора. На суде он подписывается под ложным признанием, но уже в следующую секунду рвет бумагу. Его метания в душе окончены – честность, гордость и чувство собственного достоинства оказываются для простого фермера важнее жизни.

  Прощание с женой – одна из самых трогательных сцен. Они отходят ото всех, оказываясь почти на краю сцены. Это попытка отгородиться от процесса, обрести покой и понимание. Стоящий на коленях Проктор обнимает ноги рыдающей Элизабет, получает, наконец, прощение и ее одобрение за принятое решение. Солгав во спасение, для нее он стал бы другим человеком.

  Жители городка делают свой выбор: одни пользуются моментом и обвиняют соседа в служении дьяволу, чтобы получить легкий доступ к выкупу его земель после казни; другие оговаривают «ведьм», перекладывая на них ответственность за все житейские беды и неурядицы: неурожай, смерть детей, плохую погоду.

   Разбираться в ситуации приходится специалисту по ведьмам – Джону Хейлу и судье Дэнфорту.

  Идеалист Хейл (Дмитрий Гурьянов) человек хороший, добрый, ревностно соблюдающий каждую букву закона, но совершенно запутавшийся в сетях теологии. Потрясенный непредсказуемым результатом своих действий, он теряет веру в себя как проповедника, осознавая, что его используют как оружие в личных интересах. Ослепленный верой, он не заметил, как стал служить темной стороне. Попытки исправить ситуацию лишь усугубляют дело. И под конец он уже меняется настолько, что с горящими глазами умоляет жену Проктора – Элизабет (Юлиана Сополева) заставить мужа оболгать себя и тем самым спастись. Его жалкая речь пронизана отчаяньем и страхом за невинные души.

  Судья Дэнфорт, полномочный представитель губернатора (Михаил Горевой) – человек, обличенный властью, психопат, получающий удовольствие от мук ни в чем неповинных людей, обвиняемых в вымышленных преступлениях. Он практически питается человеческими страданиями и несправедливостью. Он похож на стервятника, кружащего над жертвой: отрывистые жесты, цепкий взгляд, – вот-вот выпустит когти. Властные интонации нагоняют страх. Подобно дьяволу, он питается невинными душами, темными желаниями людей. И Салем не последний пункт его путешествия – зло будет и дальше шествовать по миру и временам. Финальный аккорд спектакля – падающие на спящего судью темные пальто – души ли это убиенных девочек, или нечистые помыслы тех, кто их оговорил… Дэнфорт спит под этим гнетом спокойно и набирается сил. Проснувшись как ни в чем не бывало, чистит зубы, умывается: новый день – новые казни. Выглянув из-под черного пальто, судья спросит у каждого из нас: «Что, думаете, кто-то заплачет по вам?» Охота на ведьм не закончилась в Средневековье, все только начинается.

  Спектакль Сергея Голомазова не о страшных ведьмах или мистике. Меньше всего его интересует потустороннее. Это история о том, как мракобесие в упряжке со слепой проповедью разрушает веру и превращает жизнь в ад, а массовый страх и невежество порождают то, что впоследствии назовут фашизмом. Как вселенская алчность и стяжательство навязывают свою мораль и религию наживы. И еще о том, что в мире почти нет места тем, кто обладает истинной верой и чувством человеческого достоинства. Голомазов каждого из нас ставит перед внутренним выбором: солгать и спастись или ценой жизни сохранить свою совесть. Как ответить – каждый решает сам.

Фотографии Владимира Кудрявцева

Author

Поделиться: