У НИХ В ИСПАНИИ

admin

Московский Театр Оперетты продолжает собственную традицию: создавать новые музыкальные произведения в разных жанрах на основе знакомых сюжетов. Известный материал в качественном музыкальном решении зачастую обретает неожиданное звучание, появляются неожиданные акценты. Подобный подход успешно практикуется как при создании коммерческих постановок, (мюзиклы-проекты «Анна Каренина«, «Граф Орлов», «МонтеКристо» и т.д.), так и при работе над репертуарными мюзиклами. «Джейн Эйр«, «Любовь и голуби» – эти музыкальные спектакли уже нашли своих поклонников благодаря не только яркому сценическому воплощению, но и популярным среди широкой публики сюжетам.

Мюзикл Александра Клевицкого «Собака на сене» (одна из премьер сезона 2017-2018 года) собрал все вышеперечисленные качества. В основе либретто – текст пьесы Лопе де Вега в переводе Михаила Лозинского, который любители советского кино помнят по одноименному музыкальному фильму. В классической постановке режиссера Татьяны Константиновой (она же выступает автором стихов вокальных номеров и сценической редакции) история любви гордой графини и обаятельного секретаря становится тем, чем является изначально – комедией плаща и шпаги во всей ее красе.

 Назвать постановку полностью «классической» мешают легкие отступления от первоисточника: а именно решение костюмов персонажей и смена места действия.

Костюмы – заслуженный художник России Светлана Логофет – представляют собой некий микс, в котором можно найти мотивы различных эпох и стилей. Зрелище, несомненно, яркое и выразительное, но ему недостает той выверенности и единства, которое есть и в музыкальной составляющей спектакля, и в стихотворном переводе М. Лозинского.

Волею создателей история Дианы и Теодоро развивается не в итальянском Неаполе, а на родине самого Лопе де Вега – солнечной Испании. От этой перемены мюзикл только выиграл, так как испанские музыкальные стили дают больший простор для композиторского творчества. Огненный фламенко, гитарные вариации, всевозможные танцевальные мелодии – здесь, действительно, есть, где развернуться фантазии композитора. В постановке также звучат народные испанские мелодии в аранжировке Александра Клевицкого, которые гармонично сочетаются с общими музыкальными темами.

«Собака на сене» – один из тех музыкальных спектаклей, в которых актерская игра и текст отходят на второй план, полностью уступая первенство музыке. Александр Клевицкий раскрывает каждого персонажа в его вокальных партиях. Артисты выстраивают образы, идя в первую очередь от музыки, а не от текста. Подобное решение могло бы превратить спектакль в постановку поверхностную, если бы не мастерство актеров. И исполнители главных ролей (Диана – Василиса Николаева/з.а. РФ Елена Зайцева, Теодоро – Павел Иванов/Леонид Бахталин), и актеры, играющие роли второго плана (особенно хочется отметить Тристана – з.а. РФ Михаила Беспалова) создают образы достойные и занимающие определенное место в общем ансамбле.

Особая роль отведена в мюзикле акустической гитаре. Гитарная мелодия то ведет главную партию в страданиях Дианы, то отзывается частым ритмом влюбленного сердца Теодоро, то дублирует звонкие каблучки Марселы или кружит в танце Тристана и всю развеселую компанию беззаботных слуг. Музыкант Евгений Савенко практически постоянно находится на сцене, подчеркивая все смыслы рассказываемой истории.

Основной мыслью и моралью мюзикла назначена фраза Дианы «Любовь – упорство до конца». Эти слова рефреном звучат на протяжении всей постановки. Она побуждает Теодоро к действию, будоражит воображение самой графини и в финале служанка Онарда ею же подводит итог истории. Я готова согласиться с этим заявлением, но все-таки мне как зрителю и как человеку, хорошо знакомому с первоисточником, не хватило в этой постановке финального признания Теодоро.

Напомню: благодаря хитроумию своего наперсника – лакея Тристана – секретарь прослыл пропавшим сыном графа Лудовико и, обретя таким образом, благородное происхождение, может беспрепятственно соединиться с графиней. В мюзикле на этом – счастливый финал.

А пьеса Лопе де Вега продолжается разговором влюбленных, в котором Теодоро признается в невольном обмане, проявляя себя настоящим классическим героем с чувством внутреннего достоинства. Мюзикл, как уже упоминалось, обходится без этой значимой беседы: любовный дуэт, хор, торжество любви. Но только… При такой концовке Теодоро выглядит скорее расчетливым жиголо, нежели персонажем с собственным благородством, которым его щедро наделяет автор. Персонаж как-то разом теряет половину обаяния. Одно верно — подобное поведение полностью отвечает заявленному девизу: «Любовь – упорство до конца». До счастливого конца – и славно! В музыкальной комедии, все-таки, это главное. И если вы хотите отдохнуть и увидеть хороший красочный музыкальный спектакль, то выбрав «Собаку на сене» вы точно не ошибетесь.

Фотографии Евгения Чеснокова

Author

Поделиться: