ОТЧАЯННО ЛЮБЯ, БЕЗ СТРАХА: ИТОГИ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ-2018»

Валерия Новокрещенова

На церемонии в стиле будущего наградили спектакли о страшном прошлом XX века.

  15 апреля на Новой сцене Большого театра подвели итоги главного национального театрального фестиваля«Золотая Маска».

  В приветственной речи Мария Ревякина — генеральный директор фестиваля — подвела итоги, назвав главным свойством «Золотой Маски» «объединение разных людей, разных направлений и непохожих театров для диалога», и, как следствие, объединение страны общим культурным процессом. Мария Ревякина завершила своё выступление словами поддержи в адрес коллег, арестованных по делу «Седьмой студии». Директор назвала положение, в котором оказались, Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Софья Апфельбаум и Юрий Итин «исключительно тяжёлой ситуацией, которая не может не волновать и не затрагивать нас». Подчеркнув, что очень важно не только радоваться успехам друг друга, но уметь и разделять горести, потому что именно так можно выразить поддержку, «только тогда ощутить, что ты не один».

XXIV торжественная церемония награждения лауреатов премии была перенесена режиссёром Ниной Чусовой и драматургом Валерием Печейкиным в условное будущее с танцующими роботами и летающими дирижаблями. 

  Ироничный, не лишенный политической подоплеки текст, придуманный Валерием Печейкиным, озвучили ведущие Егор Корешков и Юлия Хлынина. А помогал им голосовой помощник НУЛИНО: именно он объявлял очередную номинацию и объяснял «людям будущего» знакомые театральные термины. Он, к слову, тоже не чужд иронии, которая звучала в его комментариях: «Раньше оперы создавались людьми, позже — нейросетями».

Лейтмотивом церемонии стал разговор о гипотетическом «светлом будущем», в котором всю работу будут делать роботы, а жители земли все поголовно станут Художниками, потому получение очередной премии за вчерашний спектакль станет таким же привычным ритуалом, как сегодня доставка пиццы на дом.

  Неслучайно, Леонид Десятников, выведший награждать лауреатов музыкального конкурса, с юмором, но не без сожаления, сказал, что ему бы «не очень хотелось оказаться в таком технически развитом будущем, потому что для композиторов оно предстает лишь в одной перспективе — в исчезновении профессии».

  Впрочем, церемония вовсе не стала гимном высокотехнологичному будущему — Печейкин учел и перспективу того, что, когда нагрузка на Сети достигнет своего пика, Землю ожидает коллапс. Актеры, исполнявшие роли людей из будущего, «однажды наутро с ужасом обнаружили, что все их творения исчезли в результате перезагрузки Сети». Теперь им придется вспомнить времена, когда «пьесы создавались вручную с помощью бумаги». И тогда люди из будущего обратятся к далекому прошлому и возродится невеселая формула: «А давайте, сделаем все, как раньше: я поставлю спектакль, ты обидишься, а ты его запретишь», — предложит один из актеров товарищам. 

  Вручавший «Золотые Маски» победителям музыкального конкурса, режиссёр Дмитрий Черняков попросил не огорчаться техноминантов, кто не станет в этот вечер лауреатами. «Знаете, что с моими «Масками» только не происходило. Сейчас они стоят в шкафу в коробках в полиэтилене вместе с шапками».

  В музыкальном конкурсе в жанре оперетта-мюзикл триумфальную победу одержал Театр на Таганке — спектакль«Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три «Золотые Маски», среди которых «Лучший спектакль»«Лучшая мужская роль» (Петр Маркин) и «Лучшая работа режиссера» (Алексей Франдетти). Успех мюзикла можно считать первым итогом успешного руководства театром Ириной Апексимовой (пост директора актриса занимает с 2015 года).

  Одна из самых запоминающихся ответных речей лауреатов, как и в прошлом году, произнесена Теодором Курентзисом. Он стал обладателем «Золотой Маски» в номинации «Лучшая работа дирижера» в спектакле«Золушка» Пермского театра Оперы и балета. Он, в первую очередь, благодарил тех, «кто нас не любит», потому что они делают нас сильнее. А потом продолжил: «Я давно заметил, что, выходя на сцену, лауреаты не всегда могут говорить то, что хотят. Например, я всегда стеснялся поблагодарить своих родителей, считая это чем-то интимным. О чем сегодня очень жалею. В прошлом году, в тот вечер, когда я получил «Золотую Маску», умер мой отец, ничем не болевший — внезапно ушел во сне. Поэтому эту премию я посвящаю своему папе, который научил меня слушать музыку в темноте, не стесняясь своих слез». Вскоре Теодор Курентзис вновь поднялся на сцену. На этот раз как один из создателей спектакля-мистерии «Cantos», получившим «Специальную премию жюри музыкального конкурса». Вместе с ним вышла вся команда постановки: художники Ксения Перетрухина и Леша Лобанов, композитор Алексей Сюмак, режиссер Семен Александровский.

Ксения Перетрухина, которая получила «Золотую Маску» и за «Лучшую работу художника в драме» (спектакль«Дыхание», Театр Наций), напомнила, что «искусство — это территория свободы. И сейчас она особенно нужна Кириллу Серебренникову, Алексею Малобродскому и Софье Апфельбаум». Слова поддержи в адрес своих арестованных коллег выразил и Стас Свистунович, получивший премию за «Лучшую работу художника по свету в драме» в постановке БТД им. Г. А. Товстоногова «Губернатор» (реж. Андрей Могучий). Он вышел на сцену в футболке с изображением коллег, находящихся под арестом. «Свобода и свобода того, что мы делаем для нас самое важное», — сказал Свистунович.

  В таких футболках, надетых поверх вечерних платьев и костюмов, на церемонию пришли многие. И можно сказать, что подлинную драматургию церемонии создали обстоятельства — ведущие театральные деятели, получая, «Маски» выражали свою обеспокоенность делом «Седьмой студии», желали коллегам скорейшей свободы и торжества справедливости.

  Поддержка Кирилла Серебренникова лауреатами первой части церемонии символично завершилась присуждением ему премии за «Лучшую работу режиссера в опере». Его «Золотую Маску» за спектакль театра «Геликон-оперы»«Чаадский» получил продюсер проекта Павел Каплевич.

Вручениям «Масок» в драматическом конкурсе предшествовало награждение в номинации «Эксперимент», в которой победу одержал спектакль «Я Басё» петербургского «Упсала-цирка», а также вручение спецпризов от жюри драматического конкурса. Их вручили председатель жюри конкурса драматического театра и театра кукол профессорАлексей Вадимович Бартошевич и член жюри, актриса театра Мастерская Петра Фоменко, Ксения Кутепова. Обладателями спецпризов стали создатели спектакля «Детство» (режиссер Константин Кучикин) Хабаровского Театра юного зрителя «За тонкое и сценически выразительное прочтение повести Льва Толстого «Детство» средствами целостного актерского ансамбля». Алексей Бартошевич от имени жюри отметил, что они особенно гордятся второй премией, которая сегодня представляет особенную ценность. В номинации «За создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности» ее получил коллектив театра «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова.

  «Мы, как и все сидящие в этом зале, уверены в том, что эта страшная несправедливость будет исправлена и что Кирилл и его товарищи по несчастию будут здесь с нами, в работе, давайте, пожелаем им скорой свободы», — закончил свою речь Алексей Бартошевич.

  После ироничного определения драмы от НУЛИНО на сцену вышли президент фестиваля Игорь Костолевский иИнгеборга Дапкунайте: «В драматическом конкурсе главные «Золотые Маски» получают спектакли, рассказывающие о мире, в котором пишутся «Поэмы без героя», «И дольше века длится день», а по железной дороге, вслед за поездом, на котором «Чук и Гек» отправляются в свое первое путешествие в конце 1930-х, к своему папе геологу, едут в свое последнее «путешествие» арестанты, а в самом сердце западной Европы уже зарождается «Страх. Любовь. Отчаяние».

В номинации «Куклы/Лучший спектакль» «Золотую Маску» получил совместный проект Музея истории ГУЛАГа и творческого объединения «Таратумб» по одноименному романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» (в постановке используются подлинные вещи из ГУЛАГа).

  В номинации «Лучшая женская роль в драме» премию получила Алла Демидова за поэтический спектакль «Гоголь-центра» «Ахматова. Поэма без героя». Она поблагодарила зал, после чего сказала: «Я много видела. Я много помню. Я помню, что театр был общественной трибуной. Он формировал общественное мнение, вкусы, поднимал культуру и практически рифмовался с духовностью.

  Где мы потеряли эту дорогу? Мы стали все больше и больше становиться в позу «чего изволите?», завлекать зрителей содержанием иностранных пьес, яркостью шоу эстрадного жанра… И в интернете, где слово получила челядь, нас называют клоунами, скоморохами…

  Это мы виноваты… Потому что в этом большом доме нас опустили в детскую. Вы, мол, играйте в свои игры, давайте друг другу премии, но если вы начинаете бузить, то — в угол. А сейчас это называется домашний арест.
  Давайте выкарабкиваться из этого. И у нас только один, мне кажется, ключ в эту пока закрытую дверь русского искусства.  Вот только так мы можем победить!»

  Вячеслав Ковалев, исполнитель главной роли в спектакле «Изгнание» получил «Золотую Маску» за “Лучшую мужскую роль в драме”. Актер очень бурно и эмоционально благодарил всех: жену, автора пьесы Мариуса Ивашкявичюса, коллектив театра им. Вл. Маяковского, коллегу Ивана Кокорина, который тоже был номинирован на «Золотую Маску». А после слов: «Всегда мечтал спеть на сцене Большого», — прокричал в микрофон строчку из песни Фредди Меркьюри «WE ARE THE CHAMPIONS», объяснив выходку не только победным настроением, но и тем, что музыка Группы «QUEEN» звучит в спектакле. (Драматург Мариус Ивашкявичюс, кстати, была на церемонии в футболке с изображением Фредди Меркьюри). Это несколько разрядило атмосферу церемонии.

  Впрочем, ненадолго. Режиссер спектакля «Чук и Гек» (Александринский театр) Михаил Патласов, получивший «Маску» в номинации «Лучший спектакль Малой формы в драме», предложил вышедшим с ним на сцену создателям спектакля, ничего не говорить, а выразить свою солидарность молча. «Я хочу, чтобы мы посмотрели друг на друга и подумали, что мы у друг друга есть, и мы сильны». Юрий Бутусов, ставший обладателем «Золотой Маски» каклучший режиссер за спектакль «Дядя Ваня» театра «Ленсовета» заметил, что «в который раз он назначается лучшим режиссером, а лучшие спектакли всегда делают Лев Абрамович, Римас Владимирович и иногда Андрей», после чего обратился к тем, от кого зависит исход дела «Седьмой студии» с просьбой быть милосерднее к арестованным, и, в частности, изменить меру пресечения для продюсера Алексея Малобродского. «Тот, кто сильный, должен быть милосердным», — завершил свое выступление Юрий Бутусов.

  А получивший «Золотую Маску» за лучший спектакль в драме, Лев Додин («Страх. Любовь. Отчаяние». МДТ–Театр Европы) выразил свою обеспокоенность непростой ситуацией в мире. «Мир находится в безумном состоянии, в любой момент он может взорваться. Но мне кажется, что театр обязан об этом помнить. Кричать, говорить, шептать».

  А получивший «Золотую Маску» за лучший спектакль в драме, Лев Додин («Страх. Любовь. Отчаяние». МДТ–Театр Европы) выразил свою обеспокоенность непростой ситуацией в мире. «Мир находится в безумном состоянии, в любой момент он может взорваться. Но мне кажется, что театр обязан об этом помнить. Кричать, говорить, шептать».

Обращение актеров к будущему («Дорогое будущее, я надеюсь, что ты есть») после слов Додина наполнилось особенным смыслом. «Главное — сохранять человеческий подход всегда и во всем. Человек — мера, мера всего. И мы надеемся, что там, в будущем, есть такая единица измерения, как человек». И главным посланием лауреатов, в это неведомое будущее, стало пожелание свободы Кириллу Серебренникову и его коллегам.

  Лариса Ломакина, вручавшая награды в номинации работа художника, предложила почтить памяти «человека фантастического актерского дара и невероятного обаяния — Олега Павловича Табакова» аплодисментами, как высшей для художника наградой. Минутой молчания почтили память режиссера, драматурга, создателя «Театра. doc» Михаила Угарова, имя, которого, как и имя Олега Табакова, означает целую эпоху в истории русского театра.

Фотографии автора

Author

Поделиться: