«ОДНА ЗВЕЗДА НА НЕБЕ ГОЛУБОМ»

Анна Оконова

Публика ходит в театр смотреть
хорошее исполнение хороших пьес,
а не саму пьесу, пьесу можно и прочесть.
Островский А.Н.

В «Школе драматического искусства» Дмитрий Крымов представил свою версию пьесы А. Островского «БеЗприданница». Но если вы рассчитываете на то, что все поймете, не читая оригинала, вы сильно ошибаетесь. Да и тех, кто хорошо знаком с пьесой Александра Островского, ждут сюрпризы. Трактовка далека от традиционной, хотя и текст вроде не сильно изменен, и герои все на месте… Создается ощущение, что пьесу разобрали по кусочкам и заново сложили, составляющие вроде те же, а смысл изменился.

  Прежде всего точно определить время действия невозможно: здесь костюмы XIX века соседствуют с модой XX, на огромном экране транслируют матч «Россия-Голландия» 2008 года, а из динамиков звучат современные песни. Все происходящее скорее напоминает репетицию, где актеры, да и сам режиссер примериваются к тексту, а попутно придумывают неожиданные повороты знакомого сюжета. Получается у них что-то вроде комедии абсурда, где вчера повторяется в сегодня и завтра мало что изменится. Здесь соседствует театр века 19 – с заламыванием рук и черная комедия века нынешнего.

  Зал «Манеж», где идет спектакль, не имеет ни сцены, ни занавеса. Открытая площадка, на которой спектакль рождается у вас на глазах, и невозможно спрятаться – ни актерам, ни зрителям. В середине ряд кресел, повернутых спиной к зрительному залу, как в небольшом ДК маленького городка. Зрители первого ряда, могут почувствовать себя частью спектакля: наблюдающей массовкой, жителями городка. По левой стене – длинный ряд висящих на гвоздях курток и пиджаков, сколько их и не сосчитать. Сколько человек участвует в пьесе, в судьбах героев, а сколько были в этом среднестатистическом городке и остались равнодушными… В центре – большой экран. Именно с него, как бы сходят персонажи во время спектакля. Экран кинотеатра – это окно в мир, где существует какая-то другая жизнь (художник Анна Кострикова).

  Вот на нем появляется набережная, по которой продефилируют почти все персонажи пьесы, эффектно врываясь с экрана в жизнь через неприметную дверь в стене. Как и на подиуме здесь продают и покупают, присматриваются и выставляют.

  Лариса Огудалова Марии Смольниковой – это то, что осталось от красавицы-героини, то, во что превратилась ее душа. Миниатюрная девушка с робкой улыбкой, она трагичная и комичная одновременно. Мария Смольникова играет не ту, за которой охотятся, – красавицу и умницу. Ее Лариса чувствует себя измученной актрисой, вынужденной снова и снова распинаться перед теми, кому пытается продать ее мать. Она и человеком себя не ощущает – так милой безделушкой. Эта Лариса, скорее вспоминает все, что с ней произошло, прокручивая события, доведшие ее до такого состояния. Сейчас она ничего кроме жалости не вызывает. Она хотела все забыть, но ни алкоголь, ни таблетки, ни попытки самоубийства забвения не дали. Она пробует исполнить песню Жанны Агузаровой «Звезда», но голоса давно нет. Потому что растоптана душа.

  Харита Игнатьевна, мать Ларисы, в исполнении Сергея Мелконяна, – женщина, давно забывшая о том, что она женщина. Выбрав на роль матери мужчину, режиссер лишний раз подчеркивает то, что она вынуждена была стать такой. Время и обстоятельства сделали ее пробивной, резкой и грубой, при необходимости может и подраться, что она и продемонстрирует Паратову. Три дочери-беЗприданницы. Двух она уже выдала замуж, не сказать, что удачно… одна весь спектакль ходит с кинжалом в груди – кавказский князек не совладал с ревностью, другая терпит авантюриста-шулера, осталась только одна неприкаянная Лариса.

  Откровенно-агрессивный танец Хариты Игнатьевны под песню Глории Гейнор «I will survive» – одна из сильнейших сцен, одновременно смешная – она похожа на травести шоу, и горькая. По отчаянным тихим крикам Ларисы «Мама, не надо, мама, пожалуйста!» ясно, что танцевальное шоу исполняется не впервые и очень ее пугает. Старушечье платье с помощью молнии превращается в откровенный наряд, плотные хлопковые чулки сползают, обнажая провокационные сетчатые. Пластичный провокационный танец женщины в исполнении брутального мужчины сперва вызывает смех, потом слезы, когда мать, Харита Игнатьевна в последнем движении зазывного танца обнимает Ларису, давая понять, что ничего не способна передать ей в наследство, кроме точно такой же стратегии выживания, копирования несчастной судьбы.

  Жених Ларисы – Юлий Капитонович Карандышев (Максим Маминов), человек хоть и увлеченный ею, но не способный на глубокие чувства, эмоционально глухой. Ларису он воспринимает как трофей – мол, вот смог добыть. Во время душевного обнажения Ларисы, доверительного разговора, в котором все перемешалось: боль, обида, страх, он озабочен… починкой ее каблука… «лампу подержите, пожалуйста» …

  Любовь Ларисы – Сергей Паратов (Евгений Старцев) – легок и беспечен. Признания Ларисы его не трогают, он легко переводит беседу на тему о рецепте безе, лишь бы не слышать о любви. Он – человек эффекта: от первого появления и выстрела в монетку, которую держала Лариса, а после бережно хранила весть год, до прыжка с парохода при возвращении в городок после годичного отсутствия. Кажется, он просто отрабатывает свои навыки трюкача. Поэтому ни воспоминания Огудаловой-Смольниковой о том, как она пыталась догнать поезд, уносящий Паратова (мы видим, как она бежит по платформе, хватается за поручни, как трепыхается она на ветру), ни признание в том, что она чуть не погибла, его не трогают.

  Лучший друг Вожеватов (Вадим Дубровин) придерживается политики невмешательства. Для него Лариса не по карману, он лишь наблюдает, кому она достанется. И аккуратно подталкивает к правильному выбору.

  Мокий Парменыч Кнуров в исполнении Константина Муханова очень напоминает человека-пингвина из Готэм-сити: белая накрахмаленная рубашка, длинная черная шуба, грузная походка. Переваливаясь с ноги на ногу, опираясь на трость, он медленно шествует за Ларисой. Богатый и влиятельный купец, он постоянно находится рядом, выжидает, когда жертва ослабеет и ее можно будет использовать. Деловой подход – акции надо брать при снижении, затраты меньше, результат такой же. Ведь после падения у нее только один путь – путь содержанки.

  Личная драма Ларисы набирает обороты, а остальные персонажи либо издали наблюдают, либо увлеченно смотрят футбол на экране. Матч Россия – Голландия 2008 года куда интереснее для некоторых, чем человеческие переживания. И жизнь Ларисы они воспринимают, как сериал, – можно попереживать за героев, но в любой момент выключить телевизор.

  Точка невозврата пройдена, выбор сделан и Лариса окрыленно рассказывает Паратову о совместных планах. Паратов же достает кольцо из-за ворота рубашки и на экране появляется надпись:

  «Я обручен».

   В последний раз Лариса споет песню о той самой звезде, которой нет до нее дела. Этот крик души, отчаянное обращение к любимому и зрителям-жителям перед смертью – кульминация спектакля.

  Развязка не заставит себя ждать – опустошенная, Лариса снова будет искать защиты и утешения, все еще надеясь, что кто-то ее остановит, но никто не поможет ей. Фокус, о котором, оказывается знают все, обернется для нее гибелью. (– Но монету я вам вернуть не смогу. – Я знаю. – А то есть вы читали пьесу, да?)  Выстрел Карандышева – жалкая копия того, что сделал когда-то Паратов. Но именно он даст ей долгожданный покой.

  А массовка будет наблюдать, похлопает удачным находкам режиссера и актеров и спокойно пойдет по домам, к своим делам.

Фотографии Натальи Чебан

Author

Поделиться: