ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ «POSLE»

Анна Оконова

«Весь мир театр, а люди в нем актеры» …

Уильям Шекспир в очередной раз оказался прав.

Сегодня в Москве все большей популярностью пользуется иммерсивный театр. Это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем, разговаривать, танцевать или даже обнимать. Сценой может стать улица, кабина грузовика или квартира.

  Камерный иммерсивный проект Елены Ненашевой «POSLE» Центра им. Вс. Мейерхольда, рассчитанный на семерых участников, размывает границы между актерами, зрителями и даже сценаристами. Гость может из пассивного наблюдателя превратится в главное действующее лицо и сам придумать сценарии своих маленьких спектаклей. Семь дверей, которые по часовой стрелке откроет каждый участник. И одна квартира с гостеприимными распорядителями, которые лишь наблюдают за передвижениями и звоном колокола, оповещающим о том, что пора выходить и открывать следующую дверь и следующую историю.

  Центр им. Вс. Мейерхольда в своём спектакле «POSLE» предлагает пережить момент, который, пожалуй, ощущали все… POSLE… после расставания, как некую арт-терапию или взгляд со стороны. Но участник может поменять правила игры и примерить на себя не роль стороннего наблюдателя, а полноценного участника и уже актеры будут подстраиваться под вас.

  А может, вам захочется провоцировать и ломать запрограммированные ходы, проверяя профессиональные качества и находчивость актерского состава. Все зависит от настроения и фантазии, быть может в этом таится интерес публики к иммерсивному театру… «Хлеба и зрелищ» уже недостаточно, хочется самому влиять на ход событий спектакля.

  Путешествие начинается на входе в Центр им. Мейерхольда: вам выдадут наушники и проводят в старинную Московскую квартиру, находящуюся на соседней улице. Весь путь вы будете слушать рассказы о встречах и расставаниях, сюрпризах и воспоминаниях, которые, впрочем, не запоминаются и не пересекаются с дальнейшими событиями. Голоса в наушниках скорее настраивают на тематику спектакля, чем рассказывают предысторию. И вот вы в квартире, немного заинтригованные выбираете дверь, которая послужит началом вашего пути, у каждого своя, один участник – одна дверь.

  Налево пойдёшь – обнаженную разлучницу в ванной найдёшь: она расскажет тебе как увела твоего мужа, о чем мечтала и как представляла себя на твоём месте. Слушать и скромно сидеть, вливаться в игру и придумывать на ходу историю, размышлять о том, как долго это продлится… Решение приходит почти мгновенно: играть. Вариантов много: предаваться унынию из-за потерянной любви, радоваться избавлению от надоевшего мужа или стыдить разлучницу, – зависит от настроения. Особо шаловливые могут изобразить даже маньяка (жаль занавески нет, классическая сцена Альфреда Хичкока точно побьет рекорд оригинальности в развитии сюжета). Отведенные 5 минут пролетают быстро и появляется осознание временных рамок происходящего.

  Направо пойдёшь – в комнату воспоминаний попадёшь: на стене проекция – разбросанные на полу фотографии. Те же пять минут длятся тут бесконечно долго, будто время остановилось. Рассматривая фото и предметы, нахожу карандаши – пишу на обороте фото послание. Возможно, следующий участник воспримет это как «привет» от меня, а может, как новый поворот в спектакле…

  Я на кухне… Тут меня ждет встреча со старым другом, который будет долго обнимать, шумно радоваться и много расспрашивать. Кухонные разговоры за бокалом вина, время и место, где открываются тайны, лечатся души и плетутся заговоры, уходить не хочется, персонаж этой части спектакля легко адаптируется к любым поворотам сценария. Прекрасная возможно проявить свои сочинительские способности.

  Но и история, спрятанная за следующей дверью, не разочаровывает. Во мраке спальни на кровати ожидает брошенный муж (спасибо, что одетый, а то что не спектакль так обнаженное тело, как единственный способ показать ранимую душу…), планирующий стреляться из-за несчастной любви, он будет размахивать пистолетом и пытаться совершить самоубийство (и такое POSLE бывает) или убийство, если вы мужчина, хотя, может, и женщин пытался, кто знает… Сообщаю о неизлечимой болезни и побеге на остров, чем привожу в состояние растерянности, но актер быстро адаптируется и ищет в телефоне врача, драма приобретает новый вид, телефон летит в сторону как и обвинения во лжи и издевательстве… Пистолет забыт, диалог превращается в прощальный танец. Удар колокола – время выходить, пора открывать новую дверь… 

  Я попадаю в свой сон… персонаж спектакля напоминает мне о роковой встрече в Венеции, где знаменитый продюсер встречается с будущей звездой экранов (со мной, конечно) и предлагает перечитать одно из множества разбросанных писем. Часть надо сказать не очень динамичная и захватывающая, актриса с трудом вовлекает в игру и теряется при нестандартных комментариях. Назовем ее подготовкой к следующей части, содержание которой я бы назвала «развлеки себя сам». За этой дверью не будет людей, а лишь запись приема психоаналитика, останется только решить – кто ты… доктор или пациент.

  ПОСЛЕдняя комната закрывает POSLE, (хотя для кого-то она была первой, для кого-то серединой), и под грустную песню два актера составляют новое НАЧАЛО.

  На экране появляется план-предсказание. Ты будешь:

1. Пить апероль шприц;

2. Участвовать в марафоне в Париже;

3. Покорять Килиманджаро;

4. Есть штрудель.

  Хотя может оказаться, что ваша версия истории, основанная на появляющихся пунктах плана, так захватит актеров, что они не захотят отпускать вас даже после звука колокола.

  Все участники снова собираются вместе и у каждого свое послевкусие от пройденного, своя точка остановки спектакля и общее желание обсудить увиденное и проигранное. Формат спектакля отлично подойдёт для компаний – будет что обсудить по окончании. Кто как отыграл истории, чем отличались мужские и женские версии, как развлекали себя в скучных комнатах и каждый опыт будет уникальным. Столь необычный формат спектакля притягивает в театральную жизнь нового зрителя, дает возможность попробовать свои актерские способности, но теряет некую театральную сложность и глубину.

  Впрочем, все в наших руках…

Фотографии с сайта проекта

Author

Поделиться: