КАК В МХТ ИМ. ЧЕХОВА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА

Валерия Новокрещенова

Валерия Новокрещенова побывала на вечере «Наш Ефремов» и посмотрела, как в «семейном» кругу МХАТовцы разных поколений вспоминали актера и режиссера.

На служебном входе гостей встречают три бронзовых бюста отцов основателей МХАТа. Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко и полноправно занявший место среди первых – бронзовый, как скажут о нем позже собравшиеся этим вечером актеры, «классик, так непохожий на классика», Олег Ефремов. У бюста традиционный в торжественные даты букет цветов, чуть поодаль висит афиша – «Наш Ефремов. 90». Режиссер вечера Николай Скорик – помощник Олега Ефремова на множестве спектаклей.

  Все началось с сопутствующего подобным  «домашним» вечерам ритуала, просмотра «фотоальбома» хозяина.Артисты и гости проходили в Зеленое фойе театра, где музей МХТ  организовал небольшую выставку. Она и сейчас открыта для зрителей Основной сцены, хранящиеся в фондах музеев МХТ, Центрального детского театра и театра «Современник». Одни из первых экспонатов выставки – костюмы из пушкинского «Бориса Годунова» (1994), спектакля, в котором Олег Ефремов сыграл свою последнюю роль – царя Бориса. Про его актерскую природу режиссуры на вечере скажет актер МХТ Евгений Киндинов:» в первую очередь, для меня, как актера, было важно ощущать духовное участие Олега Николаевича во всем, что актер делает на сценической площадке.» С черно-белых и цветных снимков разных лет на посетителей смотрит такой же меняющийся, как время, но неизменный Олег Ефремов.

  Вместе со снимками Ефремова в сценических образах, множество фотографий, сделанных во время репетиций разных лет.

  На стенде «Современника» – Олег Ефремов, полный энтузиазма и решительности, как написал о нем еще в 1980-х драматург Виктор Розов, уже «настоящий строитель театра». О золотом веке «Современника» и о том, как счастливо было попасть в водоворот той жизни, течение которой Ефремов определил и направлял, скажет актер Авангард Леонтьев: «То, что я попал в команду Ефремова, в молодую труппу » Современника» в самом начале своего актерского пути, я считаю главной удачей моей жизни».

После окончания Школы-студии в 1949 Олега Ефремова не примут в труппу МХАТа, поэтому он начнет свою актерскую карьеру в Центральном детском театре. Но спустя годы, мечтавший попасть во МХАТа с детских лет, а позже вдохновлённый идеей студийности первых художественников, осуществит мечту – создаст в числе группы единомышленников свой первый театр – «Современник».

  Среди этой группы молодых актеров еще один Олег, Табаков. Тоже создавший свой театр, он, как и Олег Ефремов, которого Олег Павлович считает одним из трех главных Учителей в своей жизни, возглавит МХАТ им. Чехова, после смерти Олега Ефремова в 2000 году. » Ефремов был первым среди нас не по должности, а по любви. Всегда. Даже когда ушел из «Современника» во МХАТ по прошествии четырнадцати лет» – произнес очень важные для всех, кто знал Олега Николаевича, слова, Олег Табаков.

  На выставке представлены и личные вещи режиссера: пепельница, юбилейная ручка, икона «Спас Вседержитель», курительная трубка и подарок от балерины Галины Улановой – фигурка собачки. И полученная Олегом Ефремовым за его последнюю режиссерскую работу «Золотая маска». Из пространства Зеленого фойе в Портретное гостей пригласили троекратно раздавшийся звонок, по традиции означающий начало спектакля, и аккорды музыкальной композиции из Скрябина (той, что звучала в спектакле Олега Ефремова «Три сестры») в исполнении пианиста Андрея Коробейникова.

  В Портретном фойе Художественного театра гостей ждали небольшие столики, сервированные к чаю. Они были украшены слегка небрежно, по-домашнему. Раздался голос самого именинника, на экране замелькали кадры хроники.

  Согласно задумке режиссера вечера Николая Скорика, перед собравшимися появился большой экран, ставший временным порталом для Олега Ефремова. На экране транслировалась запись интервью, сделанная в 1995 году. Ведущий вечера, актер МХТ Игорь Верник как журналист задавал вопросы Олегу Николаевичу, а он отвечал. Создавалось впечатление, что и сейчас худрук общается с труппой театра. Благодаря этому эффекту присутствия все собравшиеся на вечерестали участниками живой и отчасти забавной, с юмором, «беседы». Даже из одного интервью режиссера, можно понять с какой самоиронией он относился к самому себе.

  На вопрос об идеальной женщине Ефремов ответит: «идеальная жена – это официантка, она весь день дома, когда ты на работе, а потом, наоборот. Ты дома, она вечер на работе». Про свое отношение к совету булгаковского Воланда Маргарите («Никогда ничего не просите. Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас») скажет, «что вумении ничего ни у кого не просить, есть в первую очередь проявление человеческого достоинства». Вопросы, которые «задавал» Олегу Ефремову ведущий вечера Игорь Верник, чередовались с воспоминаниями артистов о режиссере. Каждый рассказывал какую роль Олег Ефремов сыграл в их жизни или карьере. Наталья Тенякова рассказала не только об уникальности природы актерского таланта Олега Ефремова, но и о его человеческих качествах. Актриса с иронией вспоминала о том, что «быть с ним на одной сцене, все равно, что играть с ребенком, собачкой и Розой Хайруллиной». Говорила она и о том, как в непростой период для их с Сергеем Юрским артистической семьи, первым кто выказал смелось им помочь был Олег Ефремов. «Когда в Ленинграде Юрскому запрещали работать, его «вырезали» из телефильмов, запрещали спектакли с его участием, Ефремов собрал труппу МХАТа , чтобы единогласно решить вопрос о приеме нас свой театр».О некоем духовном родстве Олега Ефремова с героями и людьми, о которых писал Антон Чехов скажет Станислав Любшин. «Во время репетиций и его чеховских спектаклей у меня всегда возникало странное ощущение, что Олег Николаевич, брат Чехова», – пояснил актер. О том, что в свои последние дни жизни режиссер вместе со своими студентами отправился в Мелихово, а потом долго ездил по Москве в одиночестве, прощаясь с городом, рассказал Николай Скорик. Драматург, сыгравший одну из ключевых ролей в творческой биографии Евремова, Александр Гельман на вечере прочел свое стихотворение «Памяти Олега Ефремова», которое завершается строчками: «Ты от нас отдаляешься, в твое время, все возвращается и возвращается».

  Актриса Ирина Мирошниченко говоря, о «своем Ефремове», подытожила воспоминания, возможно, самыми главными для дела Ефремова словами: «если бы Олег мог сегодня посмотреть на свой театр, то остался бы доволен тем, как в нем кипит жизнь и какое место в общественной жизни занимает МХТ».

 Финалом вечера в Портретном фойе стал музыкальный номер из последней, работы Олега Ефремова, «Сирано де Бержерак», (после смерти Ефремова работу над спектаклем завершал Николай Скорик). Его исполнили ученики школы «Восход». С этим музыкальным номером связаны последние минуты пребывания Олега Ефремова во МХАТе. Решение о включении этого номера (предположительно написанного на стихи поэта Сирано де Бержерака) в спектакль было его последним, режиссерским решением.Изначально Олег Ефремов думал о «Вишневом саде», но выбрал «Сирано», определив для себя тему будущего спектакля фразой: «как хорошо жить».

  После актеры и гости были приглашены в пространство Основной сцены. Она на один день поменялась местами со зрительным залом. Сам же зрительный зал стал частью инсталляции. Множество трафаретных Ефремовых в полный рост «заняли» свои места. Каждый из них, как будто во время работы над постановкой, «дает указания» актерам на сцене. Каждый – «застывший» миг с репетиции, выражает свою эмоцию.

  Таким образом Николай Скорик воссоздал атмосферу общей репетиции чеховских пьес. Вдруг тишину, на несколько минут образовавшуюся на Основной сцене, нарушил голос мастера. Через проходы в зрительный зал стали выходить, как на сцену, актеры. Они произносили ключевые монологи и диалоги героев чеховских пьес: «Дяди Вани», «Чайки» и , конечно, из «Трех сестер» с их «придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить … надо работать…», – произносила слова младшей из сестер, Ирины, Ирина Мирошниченко. В то время как другие герои чеховианы отвечали ей и друг другу подходящими по смыслу репликами из «Дяди Вани» (например, «о том, что через двести-триста лет жизнь изменится») «Чайки». Участниками действа были актеры Борис Плотников, Евгения Добровольская, Евгений Киндинов, Анастасия Скорик и Станислав Любшин. Они произносили чеховские строки, словно и сами, на время, встретились с героями, в образах которых некогда выходили в ефремовских спектаклях. В паузах «репетиции» звучал голос режиссера, рассуждавшего о людях Чехова. «В каждом времени есть люди, которые живут ради будущего. Такими и были герои Чехова, хотя кому-то они казались людьми уходящей эпохи. На самом деле все мысли их и дела были устремлены в будущее, в которое они зовут последующие поколения», – говорил в записи голос Олега Ефремова, таким образом и сам режиссер обращался к людям будущего. Завершился же вечер воспоминаний «Наш Ефремов» выступлением группы «ДДТ» Юрия Шевчука.

Неожиданно органично срифмовались грустные и одновременно полные надежд реплики «Трех сестер» со строчками: «Гори, гори, моя звезда» и «Все, что останется после меня». Так же неожиданно, как и «внезапно» выйдут из тени трафаретных ефремовых музыканты «ДДТ» и сам Юрий Шевчук. Они все время находились в зале, в одном пространстве с чеховскими героями. По режиссерской задумке, участники «ДДТ» были на втором плане, до своего выхода в финале.

Фото автора

Author

Поделиться: