«Каренина». Компания Франчески Каприоли.
С самого детства я мечтала о России
Я выросла с убеждением, что Греция – это разум,
Рим – сила, а Россия – душа, сердце, стойкость.
Я влюбилась в страну, которую совсем не знаю,
читая Пушкина, Цветаеву,
Блока, Достоевского, Толстого, Чехова, Гоголя, Ахматову, Есенина.
Я выросла на переводах вашей прекрасной литературы,
на ваших народных песнях и сказках.
Потрясают жизненная сила и стойкость вашего народа.
Франческа Каприоли
В рамках X Международного театрального фестиваля моноспектаклей «SOLO» Компания Франчески Каприоли представила мировую премьеру спектакля «Каренина», которая прошла на итальянском языке c русскими субтитрами.
Перед глазами зрителя предстаёт пустая черная сцена с одиноко стоящей скульптурой маленького мальчика на краю, которая будет единственным партнером героини. Минимализм декораций обострит восприятие игры актрисы. Гудок прибытия поезда предвещает появление Карениной. Каренина Паолы Сенаторе медленно и тяжело ступает по сцене, неся сноп сухих цветов на спине. То, что раньше радовало глаз и доставляло удовольствие, сейчас придавливает к земле и раздражает. Она начинает свой монолог, разбирая букет по травинкам и разбрасывая их по сцене. Каждый новый шаг и каждая травинка – это часть ее жизни, семьи, разрушенной любви, из которых она сама выстроит железнодорожные рельсы.
Франческа Каприоли не пытается уложить весь роман в 50 минут сценического времени. Она берет ключевые моменты, которые могут раскрыть характер героини. Они даны отчасти в традиционной манере: разговор с сыном, роковой бал, сцена любви с Вронским… И самоубийство.
Каренина идет к скульптуре и падает, поднимается и снова падает, проникновенно зовет сына: ««Серьйоша! Серьйоша!»… Она уже все решила, она пытается оправдаться, рассказывает о всепоглощающей разрушительной любви. Но может ли любовь разрушать или столь прекрасным чувством прикрывается эгоизм и слабость?
«Когда ты вырастешь, ты влюбишься.
А когда влюбишься – научишься танцевать.
Научу тебя танцевать, хочешь?»
Каренина поворачивает скульптуру спиной к залу и начинает танцевать. Танец – это ее жизнь, меняющаяся музыка – это ее чувства, ее любовь. Игривый и веселый бал, наполненный флиртом и предвкушением, – лицом к скульптуре, и страстная тревожность за поступки – спиной. Жизнь героини как один танец. Эпизоды сменяют друг друга, подводя ее к страшному шагу. Сомнения, метания все отражается в музыке и движениях. Апогеем уязвимости и душевной обнаженности является обнажение на сцене самой героини. Каренина неспешно снимает свой костюм, насмешку над образом из романа, роковое черное кружево, превращенное в струи свисающих магнитофонных лент, и танцует сцену любви, где отдельная гипсовая кисть, отломленная от скульптуры, заменяет целого Алексея Вронского и ласкает тело героини.
Текст Толстого смешивается с цитатами Марины Цветаевой, Александра Островского, Антона Чехова, каждая отражает переломный момент в судьбе героини.
Казалось бы – перед нами еще одна версия истории Карениной. Но Франческа Каприоли и Паола Сенаторе не ограничиваются лишь сценами из романа. В их спектакле нет четких рамок, разграничивающих литературу и реальность. Актриса в какой-то момент оставляет свою героиню, то напрямую общаясь с залом, то обращаясь к автору: «С поэзией паровозов покончено, Лев». Слова ее полны боли, текст Толстого превращается в приговор стране, которую она так любит:
«О твоей великой Россия, Лев,
которую терзают ночные волки, по которой носятся мотоциклы,
которую топчут ОМОН, СОБР и МВД»
Знал ли Лев Толстой, что его великая страна – душа и сердце Мира – увидит такое будущее… Но обличительный пафос касается не только России, в своем монологе Паола Сенаторе говорит и о родной Италии, которая превратилась в пародию на саму себя, миф о самой себе – с пастой, оперой и прочими стереотипами, годными только для анекдотов.
Спектакль перетекает из XIX-го в XXI-й век и ведет диалог с сегодняшним днем. На наших глазах героиня Толстого становится современницей, персонажем вне времени и пространства, рассуждающим о судьбах мира, об исчезающей способности современного общества чувствовать и сопереживать.
Гаджеты рождают потерянное поколение, равнодушное к реальной жизни. Поколение, для которого пост в соцсетях и картинка в instagram важнее человека.
«I-phone, I-pad, I-cloud, I-watch…I… I… I… Я… Я… Я…»
Люди слишком сосредоточены на себе, чтобы чувствовать боль других. Каренина со своими страстями близка каждому из нас, но мы не хотим вникать в ее проблемы. И мы вместе с актрисой перелистываем последнюю страницу жизни героини. Перед нами вновь Анна…
«Умру сегодня, и хватит».
Она бросится под поезд – так положено по сценарию, но сегодня в последний раз. А мы прокрутим очередной пост, поставим лайк и тут же забудем о трагедии. Этим терзается героиня, готовая бросится под поезд и понимающая, что современному зрителю это не надо.
Осталась ли способность любить в мире «Я-предметов» и «I-phone», в мире, где гаджеты и картинки в соцсетях важнее человеческих душ, каждый зритель решит для себе сам…
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля