В рамках фестиваля «Соло» Театр на Малой Бронной представил моноспектакль Екатерины Дуровой «Подлинная история Фрекен Бок». Олег Михайлов и Егор Арсенов предлагают свою версию жизни знаменитой домоправительницы. Историю, полную неожиданностей и любви к жизни.
Луч света выхватывает из полумрака комнаты, заставленной множеством вещей, старую радиолу. Слышны писк, голоса, музыка… Мелодия завораживающая, погружающая в грезы о былом… Эта мелодия колыбельной песни, романтичная и нежная, станет лейтмотивом спектакля – музыкальным портретом героини.
Фрекен Бок – имя, ставшее нарицательным благодаря сказке Астрид Линдгрен. Олег Михайлов выводит ее на первый план неслучайно: она ровесница века и свидетельница многих исторических событий.
Она уже давно живет одна, хотя в ее жизни было много радостных моментов. Хильдур Бок, роль которой исполняет Екатерина Дурова, появится перед нами в бесформенном старушечьем одеянии, таком же дряхлом как сама героиня. Она медленно передвигается по комнате, заставленной вещами.
Старинная мебель, нагромождённая друг на друга создает атмосферу: поскрипывает, трансформируется, звучит, играет маленькие роли… Художнику-постановщику Вере Никольской удалось из этих вещей выстроить уютное пространство, в котором и живет героиня. Мебель такая же древняя как и ее хозяйка, и появилась тут явно в разное время. Но это не только декорация, это и тот хаос, который творится в голове Фрекен Бок. Выстраивая хронологию жизни она отвлекается на мелочи, случайно обнаруженные ею. Они служат толчком к очередному воспоминанию. Вот вертит в руках кораблик, свернутый из листа бумаги. Символ детских забав прошлых времен. Хильдур улыбается, и кораблик превращается в пакетик с лекарством. Когда таблетки еще не придумали, лекарственные порошки хранились в маленьких бумажных конвертиках, чтобы верной была дозировка препарата. Среди конвертов с засушенными цветами, которые героиня перебирает с нежностью и трепетом, внезапно обнаруживается конверт с презервативом… Невозможность иметь ребенка в силу разных причин – и социальных, и личных.
Меняя элементы костюма, головной убор, прическу, Екатерина Дурова с поразительной легкостью преображается то в юную, то во взрослую женщину. Меняется ее пластика, голос, манера поведения. возникает ощущение, оптической иллюзии – как один и тот же человек может быть настолько разным…
Сколько событий может уместить человеческая жизнь? Рассказ Фрекен Бок наполнен деталями: датами, именами, эмоциями, личными впечатлениями. Сперва с трудом сосредотачиваясь, затем увлеченно погружаясь в воспоминания, Фрекен Бок переплетает истории, подчиняя их своей логике. Она будто бы отвечает на вопросы незримого собеседника. Вся история Швеции 20 века оживает в ее повествовании. Поголовное принуждение всех шведов в 1901 году иметь фамилии – тогда-то и появилась фамилия Бок (отец Фрекен очень любил темное пиво, а бок по-шведски означает пиво). Принудительная стерилизация людей с отклонениями, начатая в 1921году – под нее мог попасть и Малыш. Влияние на общество телевидения и средств массовой информации – сестра фрекен Бок Фрида была участницей телешоу, сама она мечтает попасть на телевидение, и с Юлиусом они играют в телестудию. Да и спектакль сделан как репетиция будущего интервью на ТВ.
– Воспитание детей? А Вы уверены, что обратились по адресу? Ничего не перепутали? – спрашивает Фрекен Бок телефонную собеседницу в начале спектакля. – На телевидении так бывает… Это очень страшно оказаться ненужным человеком…
Фраза вызывает недоумение, но постепенно все становится на свои места. Всю жизнь Фрекен Бок помогала людям убирать квартиры и вести хозяйство, ухаживать за немощными стариками и адаптировать больных к реальности, и дети в ее практике тоже были. Особенные. Со своим особым миром, непонятным для окружающих. К работе с ними ее подтолкнула история с сестрой Фридой, которую священник отвел на стерилизацию. Она дарила им любовь, безоговорочно принимала, училась фантазировать вместе с ребятишками. Но после нескольких трагических случаев зареклась работать с ними. Если бы не мама Малыша.
– Родители детишек меня из рук в руки передавали. Я зареклась, что не буду работать с такими детьми. Она умоляла. – У нее было трое детей. – Ведь любую женщину можно заездить. Она просто ничего не успевала и растерялась, когда этот Карлсон в доме объявился. Я очень хорошо представляла, что с ним (Малышом, примечание автора рецензии) сделают, если узнают… Сперва я подыгрывала, а потом и сама в это поверила! Летающий человечек.. Красивая фантазия…
Именно фрекен Бок поняла, что за странные слова бормочет ребенок во сне и,порой, наяву. В своем детстве, они с сестрой любили играть, переворачивая слова задом наперед, это был их шифр. И рассказала родителям о мечте ребенка. Именно эта мудрая и добрая женщина помогла родителям понять и принять ребенка. И спустя годы Малыш помнит о своей няне и рекомендует ее как лучшую воспитательницу детей.
На долю Фрекен Бок выпало много тяжелых испытаний. И гибель сестренки, и жестокость матери («Бог забрал Фриду, потому что ты плохо себя вела»), и две войны, и ранняя смерть родителей, и страшная болезнь сестры… Однако рассказ ее наполнен юмором, тонкими наблюдениями за природой людей, выводами о ценностях жизни, яркими образами и мелкими штрихами в описании событий. И судьба вознаграждает ее за любовь к жизни – уже в преклонном возрасте она нашла свое счастье с дядей Малыша, Юлиусом.
– В доме у Свантесов я встретила Юлиуса. Когда погибла маленькая Фрида (сестра Фрекен Бок), я подумала, что лучше не любить никого. Тогда Богу некого будет у меня отнять. Юлиус дал мне то, чего никогда в моей жизни не было, тишину и покой.
Он оборудовал в их квартире телевизионную студию, и они вели друг для друга передачи, шалили и безудержно фантазировали.
Даже собственная старость вызывает у нее не раздражение, а улыбку. Да и на тот свет она не спешит.
«В зеркало по утрам смотришь, чтобы только убедиться, что в зубах не застрял шпинат».
«Умирать не хочу. Я знаю, все мои родные ждут меня там, откуда не возвращаются. Поживу еще».
Фрекен умеет наслаждаться жизнью, радоваться мелочам, фантазировать. И заряжает оптимизмом! Весь спектакль она будто репетирует телевизионное интервью, искренне благодарная за внимание к ее рассказу.
«Да, буду жить. Никуда не уходите, мне нужно рассказать Вам рецепт мясного соуса», – произносит очаровательная женщина, прощаясь со зрителями, прежде, чем шагнуть в сноп яркого света….
История маленького человека, пережившего страдания, но вместо горечи и злобы транслирующего миру любовь, нашедшего свое счастье в служении людям не случайно появилась именно сейчас как и история об особенных людях.
Все более открыто в обществе говорят о них, о терпимости и принятии людей с особенностями здоровья. Все больше людей вовлекается в благотворительность, занимается волонтерством, расширяет границы своего уютного мирка, снимает «шоры» и учится видеть мир таким, каков он есть. Однако циничная жестокость к непохожим на большинство людям транслируется и обывателями, и представителями власти. В спектакле поднимается вновь актуальная для общества тема – «чистота расы». Екатерина Дурова, создающая образ чуткой и отзывчивой к чужому горю, скромной, сердечной женщины, помогающей страждущим сделать жизнь легче и радостней, призывает к терпимости и принятию. Чтобы изменился мир вокруг нужно начать с себя. И конечно мечтать…
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля