ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Анастасия Павлова

idol2017

Вечером 16 сентября, во время исполнения трюка, занесенного в Книгу рекордов Гиннеса, получил тяжелую травму артист из Кореи. Трюк почти получился с первого раза, но, как говорят цирковые, после прыжка (6 сальто-мортале с подкидной доски) он не пришел на ноги.

Для рядового зрителя не имеет значения, как артист приземлился – в воздухе все было безупречно. Признаться, даже ведущий, народный артист России Эдгард Запашный, немного удивился, когда отчаянный кореец решил повторить трюк. Но цирк, как самое честное искусство, всегда стремится к чистоте исполнения, а в контексте фестиваля – к идеалу. 

  Второй прыжок оказался роковым.

Артисты из Северной Кореи на фестивале – предмет особой гордости организаторов. Эта закрытая страна неохотно идёт на контакт, тем более отпускает своих артистов на международные конкурсы. “Идол” едва ли не единственный фестиваль. Переговоры велись долго, на уровне правительства, но и в России корейцам запрещено передвигаться на метро, они везде ездят исключительно с сопровождающим и внешние контакты максимально ограничены. И, тем не менее, труппа из Кореи не первый раз принимает участие в престижном международном конкурсе. В этот раз страну представляли два номера: акробаты на подкидных досках под руководством Ким Кан Чхол и баланс на трапеции в исполнении Кил Хе Сон. 
  Набор трюков в номере с покидными досками, как правило, традиционен, но корейцы сумели удивить видавшее виды жюри, что уж говорить о зрителях. Они исполнили трюк с першем, на котором закреплено кресло – конструкцию усложнили, закрепив еще один перш на плечи акробата, только что сделавшего сальто. И вот уже второй гимнаст летит вверх. Здесь важна невероятная слаженность работы каждого артиста и отточенность каждого движения. Корейцы выстраивали и “башни” из трёх, четырех гимнастов. И взлетали, перекручиваясь в воздухе. Номер приковывал внимание, заставлял следить за всеми перемещениями и перестроениями, и вот – финальный аккорд – и номера, и фестиваля. Аккорд высочайшего мастерства и близкой трагедии. Но, к счастью, все обошлось (насколько уместно это слово данной ситуации), артист в реанимации, говорят, что самое страшное позади.

Баланс на трапеции – номер не только уникальный, но и невероятно красивый. Восточные артисты вообще умеют сделать номер изящным. В этом сошлось все: хрупкость героини, народная музыка и лотос. Артистка срывала цветок, и он давал ей творческие силы и вдохновение. Лотос на высоком стебле, который она держала во рту, кажется даже не накренился ни разу. Девушка переворачивалась на трапеции, делала шпагат в воздухе, падала вниз и снова взлетала на трапецию – цветок держался. 
Это был один из тех но номеров, где дыхание перехватывает от красоты и мастерства, от преодоления невозможного. Видимо, корейцы знают какой-то секрет, ведь иначе то, что они творят объяснить нельзя.
Однако не только корейские артисты срывали в этот вечер овации в зале.

 Номер с воздушными ремнями “Дуо реквием” из Колумбии добавил нотку печали: он рассказал о прощании с любимым. Весь номер – нежное воспоминание о счастливых днях, проведенных вместе. И до сих пор она не хочет, не может отпустить его, бежит следом, будто пытается остановить время – пробежка и полет, когда она отчаянно хватается за него, за свои воспоминания, и вот ей кажется,что он с ней. Ну вот же сильная рука подхватывает ее в самый трудный момент, вот он обнимает ее и успокаивает… Но мощная сильная музыка реквиема возвращает ее в реальность: она слово очнулась от наваждения. Душа его уносится ввысь, а она, отпустив его, чувствует не только пустоту и боль, но и желание жить дальше.

  Инопланетную историю поведали нам канатоходцы под руководством Романа Чижова. Люди с другой планеты, которым неведомы проблемы земного притяжения, легко перемещались по канату. Вот двое идут навстречу друг другу, на плечах у одного – девушка. Они останавливаются почти в центре, а она садится на шпагат, упираясь ногами в их головы. Или ещё одна встреча: две пирамиды – по два человека – движутся по канату к центру. Балансиры не дают им упасть, они останавливаются и, осторожно передвигаясь, делают переход, чтобы разойтись… Ещё эти отчаянные люди катались на качелях, установив их посреди каната, а девушки дополнили композицию, сев на шпагат по обе стороны от них.

На мой взгляд, воздушные номера на фестивале были яркими и сильными, и довольно сложно выбрать какой-то самый эффектный. Хотя нет, лукавлю, все же было два, ставших моими фаворитами. 
  А вот номера с животными в программе Б немного уступали представленным в А. После великолепных “Русских казаков”, опасных хищников и очаровательных собак с попугаями, три номера второй конкурсной программы были не так интересны.
  В атмосферу мистики погрузил зрителей номер под руководством Андрея Руденского. Турники превращались в магический круг, где каждый из гимнастов проходил своеобразный обряд инициации. Управляет всем маг – в длинном черном плаще, с посохом. Каждый взмах руки – и новенький отправляется доказывать свое право входить в круг посвященных. Даже в оформлении костюмов есть некий магический шифр – у каждого на тунике определенный узор. Возможно, если их выстроить в определенном порядке, получится заклинание. Один из самых сложных трюков – когда четыре гимнаста одновременно крутят колесо на турнике. Важно точно вписаться в поворот, не столкнуться с соседом, не задеть того, кто напротив.

  Как всегда, самые подвижные и позитивные, какжется, все у них на шарнирах – акробаты из Танзании. Работают номер в манеже, ни на минуту не останавливаясь – кто не делает трюки, танцует. Оттого ощущение, что ты находишься в лесах Африки на празднике одного из племен. Смотришь и ловишь себя на мысли – все же так легко, вон как крутятся в воздухе, запрыгивают на плечи друг другу, выстраивают немыслимые пирамиды. За этой легкостью – длительные тренировки, падения, травмы… И все это для того, чтобы выйти в манеж и порадовать зрителей своими умениями. Этот номер не случайно начинал “Программу Б” – он дал невероятный позитивный заряд, энергию и еще больше настроил на праздничную волну.

  Не обошлась вторая конкурсная программа и без китайских акробатов – они представили номер “Русская палка” с поэтическим названием “Веселое пение в бамбуковой роще”. Под переливы китайских колокольчиков и пение таинственных птиц высыпала в манеж Фуцзяньская акробатическая группа. Традиционно это — слаженность, техника, синхронные перемещения, конечно, акробатика. А работа с Русской палкой – это посвящение в тайны леса. Здесь как будто собралась компания лесных духов в ожидании королевы, которая, конечно, самая ловкая. Но тут – и встреча человека с этим загадочным миром. Номер построен как постепенное посвящение героя в тайны леса, проверка на силу и ловкость, умение видеть и слышать. Они учатся доверять друг другу. И лишь когда все принимают его, появляется хрупкая девушка, открывающая тайну природы.

Эта изящная красавица буквально взлетает над палкой, делает в воздухе немыслимые кульбиты и выполняет сложнейший трюк – 5 переворотов под углом 240 градусов. 
Кстати, у этом номере принимал участие и мальчик лет шести, что добавило ему очарования. 
  Танец на туго натянутой проволоке исполнил знойный испанец. Номер дуэтный – ассистентка, ради которой, собственно, все и затевалось, подзадоривает его. А наш герой танцует на проволоке, крутит сальто, садится на шпагат, прыгает, — все ради того, чтобы понравиться ей. И все-таки ему удается растопить ее сердце.

Рафаэль Кирашов продемонстрировал нам билибанс. Когда Алла Михеева объявляла его, она даже запнулась и попросила Эдгарда объяснить, что это. Но соведущий предложил просто посмотреть, потому что объяснять это не имеет смысла. И он прав – цирк надо видеть, его нельзя описать. Ведь даже рассказ о том, как выглядели артисты и попытки описать трюк не дадут полного ощущения от пребывания в цирке – нет слов, способных передать те эмоции, которые испытываешь, наблюдая за работой этих удивительных людей.
  Но вернемся к оригинальному жонглеру, как его указали в программке. Он, как и Алексей Григоров и Марина Главатских, — прямое подтверждение истины, что искусство объединяет. Он приехал из Луганской народной республики.

Итак… На манеж выскочил Арлекин, в руках палочки, похожие на большие конфеты – ими он и жонглировал. Сначала, как водится, тремя, потом четырьмя. Он танцевал, ловил их на лету, жонглировал ртом, а под финал превратился в маленькую мельницу – билибансы крутились в руках и во рту, при чем в одной руке была вртушка из трех билибансов. 
  И, конечно, весь вечер с нами было клоунское трио “Клавы”. Три клоунессы, три неустроенных дамы: нервная маленькая худышка, романтичная толстушка и интеллигентная “каланча”. Их номера построены на поиске счастья. Тут и дискотека, где дамы ищут себе партнера, но готовы поделиться с неудачницей своим счастьем, и купидончик, нашедший свою любовь и отбирающий сердца для нее у всех остальных.

На протяжении всей программы радовал глаз и балет Большого Московского цирка, а ведущие в этот день были элегантны и интересны, нервное состояние первого выхода отпустило их, и они были естественны и обаятельны. И простота неофита цирка Аллы Михеевой, действительно, разбавляла серьезность происходящего, а Эдгард был остроумным резонером, хотя некоторые шутки все же не были понятны залу. 
  Это, конечно, не все номера программы, но часть из них оказалась в вечерней программе Гала-шоу, и о Высшей школе верховой езды под руководством Юрия Володченкова, Гаучо братьев Сали, дрессированных пеликанах под руководством Владимира Лекарева и Любови Карсановой рассказ будет позже.

Пыталась описать цирк
Анастасия Павлова
Фотографии
Александры Дубровской

Author

Поделиться: