ВОСТОК И ЗАПАД ВСТРЕТИЛИСЬ В ЦИРКЕ

Анастасия Павлова

Стало доброй традицией начинать цирковой сезон в Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского. Этот год не стал исключением. 

  Всемирный фестиваль циркового искусства “Идол” отмечает свой первый юбилей – 5 лет. По случаю юбилея организаторы обещают не только конкурсную программу, участие в которой примут 145 артистов из 13 стран мира, но и грандиозное Гала-шоу, которое начнется 23 сентября. Москвичи и гости столицы до 3 декабря смогут увидеть не только победителей этого года, но и тех, кто занимал призовые места в предыдущие годы. Приедут и артисты из Северной Кореи. Вчера, сегодня и завтра (14, 15, 16 сентября) в манеже самого большого цирка в Европе проходят конкурсные программы. Уже отработали первую (программа А). 
  Фестивальная программа традиционно строится по принципу дивертисмента, собранного из ярких номеров разных жанров. Ставить шоу с определенным сюжетом трудно – артисты приезжают на несколько дней. Однако режиссер шоу Аскольд Запашный вместе с художником Надеждой Русс, балетмейстером Ольгой Полтарак и главным режиссером БМГЦ Евгением Шевцовым придумали форму, органично эти номера скрепляющую. Как и в предыдущие годы был создан стиль шоу. Его темой стала роспись и символы. По словам Аскольда Запашного, для него важно, что фестиваль проходит в России и, прежде всего, прославляет русское цирковое искусство, поэтому и стиль всегда – в русском духе. Были сказки, русский фэшн, теперь вот символы. Конечно, преданный и внимательный зритель увидит переклички с первыми четырьмя фестивалями: мелькнут тут и сказочные мотивы хохломской росписи и нежность Гжели, взмахнет крылом фантастическая Жар-Птица. Центральными образами-символами станут Кремль, Собор Василия Блаженного, копейка, Большой театр, флаг России, Русская зима. Иначе как монументальными эти костюмы не назовешь – их вес более 20 кг, потому, конечно, артисты балета устраивают дефиле в самом начале, чтобы задать определенный тон шоу. Главная идея которого всегда – объединение разных народов под флагом России.

После дефиле всех собравшихся приветствовал министр культуры РФ Владимир Мединский, он зачитал поздравительное письмо от президента РФ Владимира Путина, посетовал на то, что редко бывает в цирке и поздравил всех с началом фестиваля. 

  В роли конферансье выступали – бессменный ведущий фестиваля, народный артист России Эдгард Запашный и очаровательная Алла Михеева. Они не только объявляли номера, но и пытались шутить, Алла несколько раз ходила в народ – на поиски своей судьбы, Эдгард же пытался ее вернуть, но безуспешно. Признаться, текст конферанса оставляет желать лучшего, я надеюсь, что в дальнейшем он станет легче, по-настоящему веселее и все-таки хоть немного более информативным. На этом незначительные огорчения заканчиваются и начинаются открытия.

Каждый номер программы – небольшая история. В первый день мы увидели только часть конкурсантов, но тут есть все, что душе угодно – от воздушных номеров и акробатики до номеров с животными и клоунов. 
  Клоуны, к слову, практически соведущие программы, потому что находятся на манеже почти постоянно. И клоунское трио “Без носков” запомнилось и простым юмором, и эксцентрикой, и обаятельными образами. Их клоунские репризы построены на простых ситуациях – вот никак не получается фотография: фотоаппарат все время снимает не ту сцену. Как нарочно! А вот объявили конкурс на лучшую группу поддержки среди девушек, и троица преображается: тут и русская красавица с косой до полу, и бабка в платке, и “маленькая девочка”. Они танцуют и выделывают акробатические трюки, и, конечно, выигрывают вожделенный приз. Только получить его всем не так просто – девчушка очень стремительно убегает из зала.

Украшение любой программы – воздушные номера. Только в них сочетаются нежность партнерши и страстность партнера, только от них, действительно, замирает сердце, когда артисты взмывают ввысь и под куполом цирка без страховки творят что-то невероятное. Три воздушных номера показали нам участники в первый день: Маргарита Никонова представила номер “Красотка” на корд-де-волане, станцевали “Танго” на воздушных полотнах Амбра и Ив и “Секрет моей души” раскрыли в воздушном кольце Алексей Григоров и Марина Главатских. Корд-де-волан – это вольно висящий канат, закрепленный за оба конца. Маргарита появилась перед зрителями в образе волшебной птицы – плащ, украшенный перьями, стелется по полу, она идет медленно, давая возможность насладиться красотой оперения. Шаг, другой — она раскрывает крылья и устремляется ввысь. Ее полет – стремление к свободе, желание вырваться из привычной жизни, но и демонстрация красоты. Она работает номер с лонжей, так положено по технике безопасности. Но это нисколько не умаляет ее мастерства и зрительского восхищения. Есть трюки – на грани жизни и смерти, мы понимаем – одно неверное движение, и она сорвется. Только страховка и спасет. И вот налетавшись вволю, напитавшись свежим ветром и свободой, она опускается к нам, чтобы, вернувшись в царственный облик, уйти со сцены… Номер “Танго” начинался как фильм: в баре встретились двое. Он певец, она, как водится, гордячка. Он дарит ей свое сердце, а она даже не замечает его. С простых трюков начинается номер – полет на полотнах. Девушка работает одна и на мгновение возникает разочарование – неужто он просто сопровождает номер? Но отношения героев входят в следующую фазу – песнями тут не обойдешься, нужно доказывать свое право быть с ней. Страстное танго, начатое на земле, отрывает их от нее. Теперь это танец на грани жизни и смерти. Одним из сильнейших трюков стала работа со стулом, который он держит зубами, а она, схватившись рукой за перекладину, не просто поднимается вверх, а там, почти под самым куполом, продолжает свой страстный танец. После этого номера зал встал, оценив мастерство артистов и опасность трюков. Во втором отделении смешанный номер (этот фестиваль вообще богат на такие выступления) – артисты из Украины и России – “Секрет моей души” в исполнении Алексея Григорова и Марины Главатских. Номера в программе выстроены от менее к более экстремальным. Все выступление ты, не отрываясь, смотришь за тем, как развиваются отношения, полные нежности и доверия, между двумя молодыми людьми. Хрупкая, трогательная героиня вовсе не пытается вступать в борьбу, напротив, она тянется к молодому человеку, словно ищет защиты. И чем большее доверие возникает между героями, тем страшнее и опаснее трюки они делают: под куполом цирка она легко соскальзывает по его телу – и зал ахает – а он удерживает ее на кончиках пальцев ног. И весь номер – словно на кончиках пальцев. И весь он – сочетание силы и нежности, невероятного доверия и стремления друг к другу.

  Как сказал ведущий шоу Эдгард Запашный, этот номер показывает нашим народам, как мы близки на самом деле и как нам надо жить. 
  Как всегда, очень объемно представлена в программе акробатика: тут и акробаты на мачте под руководством Назара Якубова, и вольтижная акробатика под руководством Эрдене Нергуй (кстати, артисты из Монголии не в первый раз выступают на фестивале), и акробатический номер из Китая “Пагода” с пиалами, и эквилибрист из Германии Саша Бахман. Монгольские гимнасты очень техничны и изящны, их номер – скакалка – необычен. Вообще, порой создается впечатление, что монголы, китайцы, корейцы не знают, что такое невозможно. Каждый раз это не только самые большие делегации, но технически мощные, отточенные номера, где каждые следующий шаг – еще более эффектный, еще более “на разрыв”. Подкупает в их номерах и то, что в них сохраняется национальный колорит. И если монголы не стремятся к эффектной художественной обработке номера (как, кстати, и корейцы), то китайцы и вьетнамцы часто делают номера, используя национальную музыку и костюмы. Номер “Пагода” не был исключением. Он и начался как некое волшебное действо: выпорхнувшие из кулис спортсмены, расселись полукругом, в полумраке вдруг раскрылись алые веера, закрепленные в чашах на головах. И это было для них знаком к началу. Что они вытворяли – как гнулись эти хрупкие девочки, удерживая пальцами на ногах чаши, как перелетали они, подобно птичкам, все также сложившись пополам, в руках ловиторов… Ты как будто попал на магическое действо в той самой пагоде, и ждешь, что вот-вот произойдет что-то невероятное. Эквилибрист из Германии Саша Бахман, с которого, как предположил ведущий, делали статуэтку Идола, произвел впечатление человека без костей. Крепкое накачанное тело его способно гнуться в любом направлении, и так же, как и в других номерах – от простого к сложному, когда уже не понимаешь, как так вообще возможно изогнуться, а он еще и на одной руке прыгает с одной подставки на другую.

 Не обошлось в программе и без оригинальных номеров, так определила их для себя я. Это “Игра с диаболо” в исполнени Чи-Хань Чао из Тайваня и “Двойной риск” от итальянцев Марко и Присциллы. Несмотря на то, что диаболо сейчас становится все более популярным, организаторы фестивалей умудряются находить супер-мастеров. На недавно закончившемся молодежном фестивале в Цирке Никулина был совершенно сумасшедший “игрок-диаболист”. Чи-Хань тоже показал высокий класс (хотя была пара срывов) игры. И тут трудно описать, как это было (как впрочем, и вообще сложно , да и бессмысленно описывать все нюансы номеров – цирк надо видеть!), потому все сведется к технической части, а ведь так важна и подача, и мгновенно брошенный в зал то лукавый, то огорченный взгляд, и легкое пожатие плечами, и торжествующая улыбка, когда все удалось… “Двойной риск” – классика – метание ножей в партнершу. Почему двойной? Да потому, что прежде чем метнуть ножи, в нее стреляли из арбалета (хорошо, не в нее – в шарики-цветочки), она, правда, не осталась в долгу. И тут вроде понимаешь, что номер опасный –вдруг промахнется, но он не производит какого-то сногсшибательного эффекта. “Хлеба и зрелищ” никто не отменял, а человеческая природа жаждет, порой, крови. Даже само предвкушение заводит. Не знаю уж, сколько было ран нанесено в процессе репетиций, но драйва номеру не хватает. 
  Гвоздь любой цирковой программы – номера с животными – тут их представлено три. Наталья Борк совместила собак разных пород и попугаев – это был самый очаровательный и забавный номер программы. Наталья и Андрей Широкаловы отважились свести в одном номере разных хищников: леопардов, пантер, тигров и лигров. Номеру, на мой взгляд, не хватило драматургии, интересной истории. А самым сильным и ярким стал для меня номер “Русские казаки” под руководством Виолетты Александровой-Серж. И тут режиссер шоу практически закольцевал сюжет – начиналось все с королевской фантастической птицы, а завершилось выходом атаманши. Роскошный наряд в русском стиле, кубанка с цветной вставкой. Она царица, но и управляется с лошадьми ничуть не хуже каждого из казаков. Отличительной особенностью номера было и то, что традиционно мужские трюки делали тут девушки. Нет, бравые казаки тоже были – и под брюхом лошади пролезали, и под шеей проныривали, и с разбегу на лошадь взлетали… И девушки с ними наравне. Ритм, четкость, легкость, с которой трюки выполнялись, — все это увлекло зрителей настолько, что они, не жалея ладоней, аплодировали казакам, а когда все закончилось, кажется даже немного расстроились.

 Закончились два первых конкурсных дня, в субботу нас ждет программа Б. Те, кто еще не был на фестивале, успеют купить билеты и увидеть самых лучших артистов, самые невероятные трюки, слаженный балет БМГЦ и удивительно красивые костюмы. А те, кто, по каким-то причинам, не сможет попасть на представление в эти выходные, смогут в ближайшие три месяца увидеть шоу, посвященное пятилетию фестиваля.

Восхищалась артистами
Анастасия Павлова
Фотографии Александры Дубровской

Author

Поделиться: