Хрестоматийная пьеса Островского «Поздняя любовь», в режиссёрском видении Егора Перегудова и декорациях Марии Трегубовой, не имеет лоска традиционной подачи, а потому воспринимается как фрагмент сегодняшнего дня. Да, он несколько фантастичный, рассказанный стародавним языком и будто подсмотренный в замочную скважину.

  На сцене театра «Современник» – пространство вне времени. Тесное, и поначалу чуть суетливое, а все от активной хозяйственной деятельности Дормедонта (Николай Клямчук). Он отчаянно пытается заслужить любовь и признание. Маленькая белоснежная комната, как пещера в скале, в центре замурованной белоснежными щитами сцены. С огромным тёмным прямоугольником окна, похожего на «черную дыру», в которую затягиваются добро и зло, порок и добродетель, теряя свою однозначность.

  Завязка сюжета тягучая, но не стоит торопиться с выводами и уходить в антракте. Стоит лишь внимательно присмотреться к происходящему на сцене, как в сознании возникнут интересные ассоциации.

– Нашел! – вопит Дормедонт, затаскивая в тесную комнатку очередной хлам.

  Вид активной озабоченности обычно принимают на себя люди, которые никому не нужны. И он на самом деле не нужен ни матери, ни брату, ни Людмиле (Алёна Бабенко), в которую влюблён. Стараясь заполнить собой пространство жизни, только утомляет окружающих.

  – Я не умею жить для себя, – говорит Людмила.

  Её жизнь – для отца: работает не покладая рук, откладывает каждую копейку. Отец, Герасим Порфирьич (Василий Мищенко) старается вырваться из капкана бедности и сожалеет о том, что загубил молодость дочери. Принципиально честный, но обманутый и оставшийся практически без средств, он доверяет лишь Людмиле. Мечтает заработать большие деньги и устроить жизнь дочери.

  С влюблённостью в Николая (Дмитрий Гирев) жизнь Людмилы обретает новый смысл. Эта поздняя любовь преображает жизнь всех окружающих. «Рядом с нуждой всегда живёт порок». Людмила ради поддержки любимого готова на крайности. Отдает для погашения карточного долга Николая с огромным трудом накопленные деньги, чтобы он не попал в долговую яму, готова предать отца…

 Мать Николая Фелицата Антоновна (Марина Хазова) в замешательстве наблюдает за всем происходящим и совсем не понимает Людмилу. Она уже опустила руки и не верит в сына, хоть и любит его.

  Огромный револьвер заполняет собой пространство комнаты. Крайний шаг для запутавшегося Николая. Утопия спасения, подменяющая инстинкт самосохранения, вытесняющая здравый смысл.

– Все же как-то тепло, когда тебя на черном краю любят, – задумчиво произносит он.

  Белые одежды героев чем-то похожи на смирительные рубашки… Белые стены комнаты выхолащивают пространство, акцентируя внимание на смысле происходящего.

В длинной шубе на голое тело входит Варвара Петровна (Елена Плаксина). Искусительница и провокатор, она задумала хитроумный ход, чтобы обелить себя, нисколько не заботясь о людях, к чьей помощи прибегает.
 

  – Я сама не очень добродетельна. И других не сужу строго, – улыбается Варвара Петровна.

Гордиев узел конечно будет разрублен. Добро восторжествует. А мы, зрители, будем смотреть как устремляется вдаль волшебная маленькая комната с черным прямоугольником окна, вытягиваясь будто подзорная труба. Разглядывать возможные перспективы своей жизни в собственных обстоятельствах. И размышлять над тем, что «случайности не случайны», а великая сила любви все-таки творит чудеса…

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: