НЕТ СЛОВ? И НЕ НАДО!

Злата Батуева

Верите ли вы в силу жеста? Нет? Хореографический спектакль по мотивам романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» на сцене театра им. Евг. Вахтангова в постановке Анжелики Холиной вселит уверенность в сомневающихся.

  Тяжелая поступь, сутулая спина, плотно сжатые губы, суровый взгляд – это Каренин (Евгений Князев). Мы знаем из романа, что он много работает в министерстве. Он неэмоционален. Как  выразить все это без слов? На сцене человек с книгой.  Передвигается по одной траектории, совершая одни и те же скупые движения: читает, подходит к шкафу, ставит книгу на полку, берет другую, затем следующую… Его коллеги, находящиеся рядом на сцене, делают то же самое. Монотонность, безликость, тусклые взгляды, угловатые движения — серая масса чиновничьих душ.

  Сердце Кити (Екатерина Крамзина) разбито – ею пренебрег Вронский (Дмитрий  Соломыкин). Но жизнь продолжается. Кити уступает настойчивости Левина (Федор  Воронцов) и соглашается выйти за него замуж. Надевает на свои руки смирительную рубашку – красноречивый жест. Нужны ли тут слова?..

  Вот еще эпизод: свадьбы Кити и Левина. Гости и молодожены сидят на стульях в одной части сцены. Гость встает, провозглашает тост, высоко подняв руку, все опрокидывают бокалы. Затем взяв стулья в руки, гости продвигаются на полметра. Действие повторяется много раз. Стулья словно шагают, как часы отсчитывающие минуты. И вот перед вашим взором движение времени и смена степени опьянения гостей. В итоге завязывается драка, начинаются скандалы – классический сценарий отечественной среднестатистической свадьбы.

  А что же главная героиня? Анна Каренина (Ольга Лерман) уходит от супруга и превращается в  светском обществе в изгоя. Если бы ей удалось договориться с мужем и жить двойной жизнью – ее ловкостью  бы восхищались, пусть и злословя спиной.  «Свет не карает заблуждений, но тайны требует для них». Знаменитый эпизод посещения Анной оперного театра  становится удобным поводом для бывших друзей продемонстрировать свои фальшивые  нравственные качества , «высокую мораль», заклеймив  Анну  презрением. В спектакле массовка «высшего света» лишь надменно поднимает головы и подергивает плечами. Слова здесь тоже не нужны.

  Анна, разочарованная в любимом, в друзьях, тоскующая по сыну  в отчаянье решает уйти из жизни. Финальная сцена потрясает драматизмом и постановочными эффектами. Теперь стулья – это колеса поезда. Их грохот переплетается с молитвой. Свет уводит взгляд ввысь. Гордиев узел разрублен.

  Магия жеста, музыки, света, танца очаровывает и восхищает. Язык тела, поначалу казавшийся скупым, оказывается ярким и эмоциональным, красноречивым, наполненным сильными переживаниями. Мы все говорим на нем, но не всегда осознаем его выразительность. Спектакль раскрыл глубину жеста, показал его красоту и убедил, что порой слова бывают излишни… 

Фотографии Дмитрия Дубинского и В. Мясникова

Author

Поделиться: