ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ: «НАДЕЕМСЯ, ЧТО НОВЫЙ ДОМ ПРИНЕСЕТ МОСКОВСКОМУ ТЕАТРУ МЮЗИКЛА ЕЩЕ БОЛЬШИЙ УСПЕХ!»

admin

12 июля в Московском театре Мюзикла 70-летний юбилей в кругу друзей отметит Давид Смелянский — генеральный продюсер Московского театра мюзикла, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор РАТИ-ГИТИС, первый лауреат Дягилевской премии, член Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, генеральный директор Российского государственного театрального агентства и театра «Et Cetera». Журналу «Театрон» именинник рассказал всю правду о профессии театрального продюсера, системе современного образования и о переезде Театра Мюзикла в «Россию» на Пушкинской площади.

  В наше время работа продюсера все более востребована. Вы — человек с огромным опытом в профессии. Что поменялось в ней? Какие новые требования появились? Что осталось неизменным?

  Неизменной осталась необходимость найти хороший материал, талантливых людей и финансирование. В этом ничего не поменялось со времен «Дягилевских сезонов». Хороший материал, хорошая идея, хорошая команда и финансирование. Это не означает, что тот материал, который ты посчитал хорошим, обязательно будет востребованным. Появились новые тенденции информационной подачи, пиара, распространения билетов.

  Мы здесь стремимся к модернизации. Чтобы человек, находясь в другом городе, мог купить у нас  билет и прийти в театр. Тогда увеличится количество зрителей.

  На ваш взгляд, какое будущее у этой профессии?

  У этой профессии вечное будущее. В России ее не было до 90-х годов. Слово «продюсер» никто не проговаривал. Поскольку я сделал один из первых антрепризных спектаклей в России («Игроки XXI» на сцене МХТ в постановке С.Ю. Юрского), то думали, что продюсер — это человек, который вкладывает или зарабатывает на этом деньги. А продюсер — абсолютно творческая профессия! Возможности бывают разные, и не у всех все получается. А иногда бывает, что, сколько денег было, на столько и получилось. Но у профессии есть будущее – недаром сделали это государственным образованием. В трех ВУЗах в Москве обучают на продюсеров: ВГИК, Школа-студия МХАТ и ГИТИС – самая старая кафедра, в следующем году празднующая свое тридцатилетие. В Петербурге в Академии театральной есть отделение. И масса коммерческих организаций. Значит, эта профессия востребована!

  Кстати, о ГИТИСе. Какие качества вы хотите видеть в своих студентах? Каким должен быть человек, чтобы стать успешным продюсером?

  Вы знаете, это сложный вопрос прежде всего потому, что нынешняя средняя школа не дает качественного образования. Во-первых, дети не читают книг. Сразу подчеркиваю: школьники в этом мне виноваты, это система так построена! Зачастую школьники берут и смотрят все в интернете. Вот «Война и мир»: что написано в «Войне и мир» — сюжет, основные герои, основные коллизии. Он не пронизывается духом произведения — поверхностное обучение. И нет той глубины познаний, которая была, простите меня, в советское время, которая была поощряема государством. Общая система государства сейчас нацелена на механическое восприятие. Вот эти ЕГЭ — по-прежнему для меня это нонсенс. Если человек хорошо владеет компьютером, то он все это осилит. Поэтому, когда дети приходят в институт поступать – практически, бОльшая часть из них необразованна. В советское время водили в театр, в галерею, в планетарий… Сейчас каждый живет сам по себе, как хочет. Поэтому приходят не очень образованными, и ты следишь за глазами его, за его размышлениями. Иногда приходится разговаривать с ними:

    — Ну-ка, кто создал МХТ?

    — Ста..Ста… Станиславский

    — Молодец, и кто еще?

    — Немирович-Данченко

    — Молодец, хорошо сказал!

  В каком году — об этом и речи не может быть! Есть очень хорошие ребята, которых мы стараемся погрузить в период обучения в атмосферу (если человек хочет обучаться!) насыщения творчеством. Мы постоянно проводим встречи с ведущими режиссерами страны, мировой сцены, которые появляются в Москве. Когда я набираю курс, как педагог, профессор, я их вывожу во всякие места. Они принимают участие в создании спектаклей подсобными мастерами. То есть, в конце появляются несколько способных человек. Есть еще проблема образования… Великий режиссер Георгий Александрович Товстоногов к себе в мастерскую не принимал без первого высшего образования или принимал с большим жизненным опытом работы, потому что режиссерская профессия должна предполагать некий жизненный опыт, некое сформировавшееся мировоззрение. То же самое происходит и в продюсировании. Но есть законы,согласно которым мы не можем не принимать в высшие школы. Я считаю это неправильным потому, что там должны обучаться люди, которые имеют какой-то жизненный опыт.

  Насколько заинтересованы студенты жанром мюзикла?

  Студенты, бесспорно, заинтересованы. Это показывает их желание бывать на спектаклях. Человек должен иметь вдохновение сердца, вдохновение души. Мюзикл дает подобную возможность вне зависимости от сюжета. «Иисус Христос-суперзвезда» — не самый развлекательный сюжет, но получилась опера с мировым признанием. Рок-опера «Преступление и наказание» в постановке Андрея Кончаловского – отнюдь не праздничное представление, но народ в финале аплодирует стоя.

  Быть генеральным продюсером театра и проекта — в чем разница?

  В первом случае — ты отвечаешь за судьбу театра, а не отдельного проекта. Ведь если театр не успешен, он никому не нужен. Кроме случаев, если это экспериментальный театр. Но экспериментальные театры, на мой взгляд, должны дотироваться государством. Неправильно, что успешные театры должны финансироваться, наоборот  — финансирование должны получать экспериментальные театры для того, чтобы иметь развитие театрального искусства.

   Есть ли у вас любимый проект?

  Нет, у меня нет любимых проектов. Мой последний любимый проект — «Принцесса цирка», но это потому, что он крайний. У меня есть замечательный проект, который я обожаю, — это музыкальный фестиваль «Crescendo», который мы создали вместе с Денисом Мацуевым, и которому в этом году уже четырнадцать лет. Или фестиваль искусств «Балтийские сезоны», который в Калининграде идет четырнадцать лет…

  В 2002 году вы стали продюсером оперы Мусоргского «Борис Годунов». Представление проходило под открытым небом, в «живых» декорациях Святогорского монастыря в Михайловском. Не хотели бы вы повторить подобный опыт в ближайшее время?

  Хотел бы. У меня тут возникла идея спектакля «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»). Я хочу, может быть, на территории Ипатьевского заповедника создать оперу. Это было бы замечательно. Но это пока только мысли, размышления…

  Премии и награды проектов, ваши лично — какое значение они имеют в вашей жизни?

  Самая большая для меня награда, с точки зрения моего эмоционального восприятия, это Премия Правительства России «За идею и создание музыкального фестиваля «Crescendo». Меня это так сильно тронуло, потому что впервые продюсер получал Государственную награду за свою профессию! Значит, все эти неимоверные усилия создания школы российского продюсирования, которую создавал не один я, но и коллеги, оправдались этой наградой. Значит, все-таки это нужная профессия. Если раньше на нас смотрели как на непонятных людей, чуть ли не проходимцев, которые наживаются на театре, то стало понятно, что это государственная профессия. Вот это был самый замечательный момент! А так, награды… Конечно, врать не буду: приятно, когда их получаешь. Приятно было, когда спектакль «Продюсеры» получил девять национальных премий: четыре «Золотые маски», четыре — «Музыкальное сердце театра», и одну — «Гвоздь сезона». Приятно, когда сейчас в Театре мюзикла получают «Маски»: две «Маски» за «Преступление и наказание», одна «Маска» была за «Золушку»… Это бесконечно приятно, когда ты и произведение, которое ты создал, получают награды.

  Ваше мнение: по какому пути должен идти мюзикл в России? Что-то создавать с нуля, держать ориентир на Бродвей?..

  Честь и хвала StageEntertainment во главе с Дмитрием Богачевым, которые взяли на себя труд привозить лицензионные мюзиклы и господину Тартаковскому из Театра оперетты, который делал и лицензионные мюзиклы, и самостоятельные! У нас с Михаилом Швыдким в Московском театре Мюзикла абсолютно свой путь — делать оригинальные произведения. Мы не собираемся брать только российскую тематику, но, тем не менее, наши постановки самостоятельны во всем: начиная от сценария, заканчивая оркестровками и музыкой. Я могу себе позволить это сравнивать, потому что я привозил в Россию лицензию мюзикла «Продюсеры», который с успехом прошел в театре «Сатирикон». Но у Театра Мюзикла абсолютно самостоятельный путь!

  Если возможно, расскажите, пожалуйста, о планах театра на следующий сезон.

  Сейчас в театре «Россия» проходит серьезный ремонт: меняем кресла в зрительном зале, ковровое покрытие, шлифуем мрамор в фойе. «Россия» — большое и достаточно унылое здание. Поэтому мы пытаемся превратить его в нечто адекватное современному стилю, современному по дизайну.

  Открываться мы будем «Принцессой цирка». Это спектакль, который уже получил широкое российское и международное признание. А в августе 2018-го года нас пригласили с этой постановкой в Токио, на месяц с двадцатью пятью спектаклями, поэтому мы будем всячески его эксплуатировать.

 Чего вы, как генеральный продюсер Театра Мюзикла, ожидаете от переезда в центр столицы — в театр «Россия»?

  За последние пять лет в ДК им.Горбунова у нас было шесть премьер. Особенно успешными стали последние три: мюзикл «Все о Золушке», рок-опера в постановке Андрея Кончаловского «Преступление и наказание» и последняя наша работа — «Принцесса цирка». Но до ДК им. Горбунова не очень удобно добираться, особенно зимой и в дождливую осеннюю погоду: грязь, слякоть. Люди к нам театр приезжали специально и это приятно. Но,  переезжая в центр Москвы, хочется верить, что поток зрителей станет больше, люди будут приходить к нам хотя бы из любопытства. И потом, мы активно работаем с туристическими  и торговыми компаниями, торговыми, активно занимаемся сетевым продвижением и прочее. И сейчас надеемся, что новый дом принесет нам еще больший успех!

Вопросы сочиняла Наталья Сажина
Фото предоставлены пресс-службой Театра
Благодарим за помощь
в организации интервью Дарью Жукову 

Author

Поделиться: