«ПРИСТАНЬ ТУМИНАСА»: ОПЫТ ТЕАТРАЛЬНО-РЕЖИССЕРСКОГО ПОРТРЕТА

Маргарита Герчакова

Режиссерский портрет – один из самых инетресных и трудных жанров театральной критики. Маргарита Герчакова не только рассказывает о приемах работы Римаса Туминаса, но и дает его портрет в контексте театра, которым он руководит. Художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова – человек неординарный, ироничный и невероятно энергичный. В его театре каждый год ставятся спектакли-события, открываются новые сцены, а актеры с удовольствием берустя за любые проекты. 

Счастье есть идеал не разума, а воображения
Иммануил Кант

  В центре Москвы есть несколько улиц, прошлое и настоящее которых связано с историей русского театра: Камергерский переулок, Петровский переулок, Театральная площадь, Большая Дмитровка, Малая Бронная, Тверской бульвар…

  Арбат, 26 – один из самых прославленных адресов в истории русского театра. Кажется, что мрачное серое здание с колоннами было здесь всегда, но Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова оказался именно в этих стенах (архитектор П.В. Абросимов) только в 1947 году, потому что 24 июля 1941 года, года в одну из первых бомбежек Москвы, в здание театра (тогда – бывшего особняка промышленника С.П. Берга) попал фашистский снаряд, и оно было полностью разрушено.

 Когда я прихожу на спектакль, то часто вижу Римаса Владимировича Туминаса, художественного руководителя, в фойе или на выходе из зрительного зала. Так было после «Маскарада» несколько лет назад и совсем недавно на премьере «Царя Эдипа». Рядом с Туминасом я узнаю Фаустаса Латенаса, композитора и соавтора его спектаклей. В антракте среди зрителей я угадываю Анжелику Холину, автора хореографических спектаклей, которым нет равных в Москве.

  Из года в год я покупаю программки у немолодой капельдинерши, седой, с короткой стрижкой, и это лучшие в Москве программки: бумага, шрифт, черно-белые фотографии высочайшего качества. Эти программки приятно держать в руках, они всегда про «здесь и сейчас», будь то программка в форме конверта с визитками персонажей и письмом Татьяны (к спектаклю «Евгений Онегин») или традиционный изящный буклет с рассказом о Софокле и о том, почему именно «Царь Эдип» выбран для постановки. Чувство стиля — во всем. Откройте сайт театра: тот же минимализм, та же сдержанная цветовая гамма. Вроде бы все, как у всех – исторические сведения, информация о спектаклях, пресса, и билеты купить не сложно, – но только лучше, на каждом шагу отдаешь должное тщательной проработке. Во всем – уважение к зрителю и театру. В оформлении каждого фойе – своя тема, будь то история театра, фото-рассказ о здании, костюмы, спектакли, ставшие историей. А приглушенная терракота с едва уловимой золотой патиной – цвета зрительного зала – это уже праздник, стоит только приглядеться и начинается погружение в особенную, светящуюся изнутри театральную атмосферу!

  Много ли театральных директоров знают любители театра? Предположу, что вопрос покажется неинтересным, потому что это «не совсем про театр». Вероятно, большинство назовет Владимира Урина, ранее возглавлявшего Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и не так давно сменившего на посту директора «Большого театра» Анатолия Иксанова. Но если вам представится случай увидеть на экране ТВ или прочитать интервью Кирилла Крока, директора Театра им. Евгения Вахтангова, вы запомните это имя: вас приятно удивят и не оставят равнодушными компетентность, ум и артистизм. К слову, речь идет об одном из самых прибыльных театров страны. Теперь этот театр обновляется, растет и развивается дальше.

  О легендарных корифеях театра, режиссерах и актерах, написаны тома, в их честь названы улицы, а Римас Туминас не устает повторять, что театр – дело молодых. Поэтому на открывшейся в 2015 году Новой сцене театра идут спектакли выпускников режиссерской группы Щукинского училища – учеников Туминаса. Молодые актеры театра столь хороши и ярки, что глаза разбегаются, столько таланта и полета, и вы запомните их имена.

  Римас Туминас говорит, что решение возглавить театр в 2007 году, уже после ухода из жизни пригласившего его Михаила Ульянова, далось ему трудно. Можно только отдаленно догадываться, каковы сложность и масштаб этой задачи – подарить новую жизнь театру, славному своим прошлым.

  Теперь в репертуаре есть спектакль «Пристань» (ноябрь 2011года), поставленный Туминасом как композиция из восьми пьес в год 90-летнего юбилея театра. Этот спектакль — приношение Вахтанговцам, посвятившим жизнь служению родному театру и составившим его историю и славу. У каждого из корифеев (Юлия Борисова, Владимир Этуш, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Василий Лановой, Евгений Князев) – свой бенефис, но все и всех объединяет любовь к великой сцене и ее служителям, и месса по ушедшим становится гимном Театру.

  Первым спектаклем, поставленным Туминасом после прихода в театр им. Вахтангова, был «Троил и Крессида» У. Шекспира (2008), теперь его можно увидеть только в записи. «Дядя Ваня» А.П.Чехова (2009) был признан лучшим спектаклем России 2011 года (лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска). С 2010 года идет «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. В начале 2011 года вышел «Ветер шумит в тополях» Ж. Сиблейраса. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина был выпущен в 2013 году, «Улыбнись, нам, Господи!» Г. Кановича – в 2014 году, «Минетти» Т. Бернхарда – на Новой сцене – в 2015 году. Премьера «Царя Эдипа» Софокла состоялась сначала в амфитеатре греческого города Эпидавра (июль 2016 года), а затем – на Вахтанговской сцене (ноябрь 2016 года).

 Чтобы придать общей картине больше выразительности, добавлю к ней спектакли Туминаса, поставленные в других московских театрах. В «Современнике» идут «Играем … Шиллера!» Ф. Шиллера (2000) и «Горе от ума» А.С. Грибоедова (2007). Опера «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича поставлена «Большом театре» (2015,) и две одноактные оперы — «Царь Эдип» Игоря Стравинского и «Замок герцога Синяя борода» Белы Бартока — идут в один вечер в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко с марта 2017 года. Готовится к постановке опера «Пиковая дама» П.И. Чайковского в «Большом театре».

  В целом, порядка 30 спектаклей на разных сценах и в разных странах, и это большое счастье, что несколько выдающихся работ мастера идут сейчас на сцене театра им. Вахтангова. В чем же их особенность и что в них так ценно для зрителя?

  Римас Туминас родился в Литве в 1952 году, и, по его словам, все детство он провел в глуши, на одном из хуторов. Затем поступил на театральный факультет Вильнюсской консерватории, в 1978 году закончил ГИТИС (курс И. Туманова) и называет своим главным театральным учителем Анатолия Эфроса, которому долгие годы стремился подражать. Пробовал стать актером, но сопротивление режиссерской диктатуре подтолкнуло его, как он рассказывает, к профессии режиссера. Дебютировал в 1979 году в Театре драмы Литовской ССР спектаклем «Январь» по пьесе Й. Радичкова, служил главным режиссером Национального драматического театра Литвы (1994-1999), в 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса, а в 1994 году получил Национальную премию Литвы за поставленные там спектакли «Вишневый сад», «Галилей» и «Улыбнись нам, Господи!». Ставит в Финляндии, Исландии, Швеции, Польше; много преподает; наград не счесть. Межу тем в 1988 году его «Маскарад» стал лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший зарубежный спектакль 1998 года», затем последовали приглашения московских театров.

  Другим словами, в наш театр пришел художник с колоссальным опытом работы и широким видением, а если проследить, что к некоторым пьесам Туминас обращается неоднократно (так произошло с «Улыбнись нам, Господи!» и с «Маскарадом», поставленным ранее на литовской сцене), то нам просто посчастливилось иметь дело с художником, для которого важно осмыслить авторский замысел, додумать до конца и дофантазировать дальше.

  Действие «Маскарада»(2010) разворачивается под невиданной красоты симфонию снега и музыки (композитор – Фаустас Латенас) на фоне черной всепоглощающей бездны (сценография Адомаса Яцовскиса). Знаменитый вальс, написанный Арамом Хачатуряном в 1941 году для «Маскарада» на Вахтанговской сцене, каждый раз будет звучать напоминанием о неминуемой трагической развязке, о том, что «от судеб спасенья нет». Снега так много, вальса так много, жизни так много, и ничего не удержать. Все, как сон, с абсурдом и весельем, отчаянием и восторгом, катится в тартарары – ослепительный пустозвон Зведзич (Леонид Бичевин) и баронесса Штраль (Лидия Вележева) с повадками Анастасии Филипповны, зловещий и чудовищный Арбенин (одна из лучших ролей Евгения Князева), становящийся все страшнее и страшнее с каждой сценой, и Нина (Мария Волкова) – столь же хороша и воздушна, сколь и пуста, «как пух Эола», одни пуанты чего стоят, и как к месту! Все было для счастья, и ничего, кроме могилы героини и растерзанного горем героя, не остается в финале. Ничего, кроме вальса и снега. Режиссерская свобода не знает границ: лермонтовские игра, любовь и смерть разворачиваются на фоне трогательного балагана с огромной рыбой, с не желающим тонуть телом мертвого игрока, грузинской лезгинкой, аквалангистом, человеком зимы. Бессловесные персонажи, сочиненные между строк Лермонтовской драмы, словно вплетены в сценографию, проступают из нее. Плотное горизонтальное измерение (с игроками, фокусами, гостями, дамами) на наших глазах растворяется в вертикальном, когда с «небес, следящих на нашею игрой», землю снова накроет снегом, музыкой и поэтическим словом.

  Композитор Фаустас Латенас и сценограф Адомас Яцовскис – постоянные соавторы спектаклей Римаса Туминаса – каждый раз предлагают решения, от которых захватывает дух. Втроем они задают систему координат и в разных измерениях, виртуозно созидают сложнейшее здание спектакля. В этом мире пространство, время (звук), слово, мастерство актеров равновелики и в лучших спектаклях составляют единое и прекрасное целое. Здесь режиссер обретает свободу в постановке последних вопросов, берет на себя труд вчитаться и смелость посмотреть со стороны на классиков, поэтому его спектакли увлекательны, полны любви, задора, насмешки на фоне сострадания. Театр Туминаса свободно говорит с нами на языке величия, чистоты и красоты, на языке живом, сегодняшнем, с юмором и сексом (и делает это деликатно). Каждая постановка – исследование тончайшей оболочки – души, которая единственно и отличает человека от животного. Спектакль «Царь Эдип» – совместная постановка театра имени Евг. Вахтангова и Национального театра Греции – работа этих же авторов. Горизонтальный цилиндрический молох во всю сцену служит и городской стеной, и орудием возмездия, отправной и финальной точкой трагедии. Мужской греческий хор, как десант, прилетающий на спектакли в Москву, черным облаком кружит на сцене. Греческий язык малопривычен россиянину, и бегущая строка с переводом – нам в помощь! Хор призван собрать, стянуть пространство и время в «здесь и сейчас», наполнить их звучанием, рожденным в глубинах европейских культурных истоков (композитор партий хора Теодор Абазис). Рок, воплощенный в промышленного масштаба конструкции, обращен в зрительный зал, и, уничтожив Эдипа, превратив царя в изгоя, он накатит и накроет всех нас, без исключений. Древнегреческую трагедию («что нам Гекуба?») театр трансформирует еще и в прямое высказывание о личной ответственности человека за свои ошибки и с ужасом и восхищением бьет в набат мужеству покаравшего себя Эдипа (Виктор Добронравов) и скорбит по расправившейся с собой Иокасте (Людмила Максакова). Такую очищающую коду в музыкальной палитре театра мы услышали впервые.

Вот такой театр, вернее самая яркая, на мой взгляд, из его граней. В нем идут спектакли других знаменитых режиссеров (Юрий Любимов, Владимир Мирзоев, Юрий Бутусов), на этой сцене Анжелика Холина создала ряд хореографических спектаклей («Берег женщин» (2008), «Анна Каренина» (2012), «Отелло» (2013), «Мужчины и Женщины» (2015, Новая сцена)), подлинных шедевров. Я часто думаю о том, как должны быть счастливы актеры, которым довелось работать с Туминасом, Яцовскисом, Латенасом, Холиной. Это от того, что их спектакли наполняют и меня, зрителя, ощущением счастья – свободы, красоты, чистоты, величия таланта и мысли. И желанием соответствовать.

Фотографии взяты с сайта Театра имени Евг. Вахтангова

Author

Поделиться: