БЕЗ УТАЙКИ

Елизавета Печеркина

Вы видели когда-нибудь разговор двух друзей? Думаю да, ведь подобные беседы можно увидеть на каждом шагу. А если эти двое из разных миров: один жив, а другой мертв?.. Да, такое можно встретить разве что на спектакле «Разговор, которого не было» новосибирской театральной компании «Гамма» по пьесе Родиона Белецкого.

  Постановка необычна уже тем, что поставлена по заказу зрителей. Такое на новосибирской сцене впервые. Может быть потому что «Гамма» очень близка к зрителю (скажу так, она намного ближе академических театров в этом вопросе). Этим летом в театральной лаборатории «На воздухе» проходили читки пьес разных авторов, но именно трагикомедия «Разговор, которого не было» зрителю понравилась больше всего.

  В спектакле нет отдельного режиссера. Постановщики – сами артисты Илья Музыко (Игорь), Антон Войналович (Герой) и продюсер компании Анастасия Журавлева. Они создали немного других персонажей. Я бы сказала, более живых. Актеры добавили в оригинальную пьесу глоток свежего воздуха, что-то новое, свое.

  Сама пьеса состоит из того самого «разговора, которого не было» и скетчей, которые разыгрывают герои. В подобном рисунке спектакля ощущаешь себя как в полете. Трагикомедия: тебя бросает то в одну, то в другую сторону. То взлетаешь, то садишься, то входишь в зону турбулентности. Сейчас смотришь на беседу о том, что ждет человека после смерти, а через секунду наблюдаешь забавный скетч о гаишнике. Нет времени долго думать о вечном. Динамика постановки не позволяет. Может быть, это и минус, но смотря для какого зрителя.

  Кстати, о динамике. Декорации художника-постановщика Егора Овечкина очень мобильны. Сами декорации (деревянные поддоны-паллеты) не двигаются, но в руках артистов превращаются во все, что только возможно: и в барную стойку, и в кровати, и в забор, и даже в автомобиль.

   Реквизит в спектакле в прямом смысле летает по сцене. Не нужен головной убор? Артист кидает его за кулису. Нужен головной убор? Он вылетает из-за кулисы. От этих «полетов» самому становится еще легче. Есть в этом что-то и от второго названия пьесы «Звук позади самолета», и от этого самого звука, который появляется, когда идет переход от разговора героев к скетчу.

  Если говорить об еще одной необычной черте спектакля, то она состоит в том, что премьера проходила в кукольном театре. Что-то в этом есть… Ведь последний раз дети в театре кукол бывают лет в шесть максимум. Таким же ребенком была и я. Возвращаться в атмосферу детства очень забавно. Нет кукол, вместо них живые люди на сцене. Стены те же, и сидения такие же откидывающиеся. Хочется по привычке сесть на возвышенную ступеньку, но останавливаешь себя: «Сколько тебе лет, девочка?»

  Спектакль идет с пометкой «14+». Я думаю, найдутся люди, которые скажут, что подобную постановку нельзя смотреть детям школьного возраста. Но то, что показано там, уже давно известно подросткам. Это поиск ответа на вопрос современности: к чему приводят наркотики, чем все заканчивается? Конечно, все люди знают ответ. И дети знают. Вспоминается мысль Достоевского в романе «Идиот»: «От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они всё понимают». Так все и есть. Взрослые утаивают от детей те вещи, которые детям уже давно известны.

 Сейчас редко ставят постановки для подростковой аудитории, и это очень печально. Видимо такая ситуация происходит от того, что подростков приравнивают либо к детям, либо к взрослым. Но разве это так? Ребята этой возрастной группы не смогут найти ответы на свои вопросы в детских и взрослых спектаклях просто потому, что это не их уровень. Сюжет спектакля — наглядный пример, как люди впустую тратят свою жизнь. Время пролетело незаметно, наделал кучу ошибок в жизни, все потерял. И вот наступает момент, когда надо подвести итог. А какой итог, когда его нет?.. И выходишь после спектакля с легкой задумчивостью, не переходящей в рамки депрессии.

Фотографии Фрола Подлесного

Author

Поделиться: