ГДЕ ЖЕ ОН, ИКОСАМЕРОН?..

admin

Авантюрист, легендарный любимец женщин, писатель, путешественник – все это о Джакомо Казанове. Время не властно над этим историческим персонажем, имя его продолжает порождать легенды и слухи. В Московском Театре Луны Сергей Проханов представил собственную версию того, каким был Казанова на самом деле.

  Спектакль «Казанова, или Путешествие в Икосамерон» художественный руководитель Театра Луны сочинил сам, основной темой сюжета сделав секрет вечной молодости, поиск которого занимает Казанову на протяжении всего действия.

  Кажется, что режиссер и актеры боятся упустить малейшую деталь жизни Великого соблазнителя: тут и красивые женщины, и тайные общества, и встреча с российской императрицей Екатериной II, и загадочные незнакомцы, несущие так необходимое Казанове знание. Хронология спектакля не последовательная, перепутанная: то зритель видит современный ему театр, то через фразы романа Казановы переносится в Италию, где знаменитый авантюрист только что сбежал из тюрьмы Пьомби и решил поселиться у бывшего слуги в провинции. Воспоминания о России перемешаны с написанием романа-утопии о стране, дарующей своим жителям красоту и молодость, то ли реально существующем, то ли выдуманном Икосамероне. Герои романа – Элизабет и Эдуард – внезапно появляются в жизни Казановы, окончательно стирая грань между вымыслом и реальностью.

  Весь первый акт мы наблюдаем за появлением и постепенным развитием нескольких сюжетных линий. Казанова не только изящно ухаживает за несколькими дамами, но и служит «тайным агентом», выслеживает членов ордена розенкрейцеров, не отказываясь от страстного желания обрести свой Икосамерон. Таинственная и столь манящая страна в этой постановке не аналог Гипербореи, Шамбалы и т.д., а скорее синоним личной власти над временем, старостью и (все-таки произнесем это слово) смертью.

 В обилии сюжетных линий и сильные, и слабые стороны постановки: с одной стороны, множество интриг не дают ослабеть вниманию публики, но порой их слишком много. И у каждого зрителя возникает свой спектакль. Сергей Проханов дает возможность публике самим расставить акценты, уделить особое внимание той или иной линии.

  Второй акт дарит зрителей неожиданным развитием каждой из линий и непредсказуемыми развязками, а потому становится более динамичным и четким. Постепенно расставляются все точки над «i», получается не только почувствовать, но и осмыслить всю стремительную жизнь этого человека-легенды. А еще неожиданно задуматься: возможно, в спектакле «Казанова, или Путешествие в Икосамерон» Сергей Проханов не просто рассказывает о великолепном Джакомо, но и размышляет о собственном Икосамероне, о личной возможности достичь вечной молодости?..

 Казанова (Александр Песков) предстает в спектакле человеком, полностью осознающим свою славу, но обладающим достаточной мудростью, чтобы трезво ее оценивать. И, несмотря на весь ум и таланты писателя, философа, алхимика, существование этого персонажа подчинено единственному ритму – стуку собственного сердца. А оно живет активной жизнью: то замрет от нежности, то часто забьется от предвкушения страсти, а то и сожмется от мнимых или реальных страхов… В этом меняющемся ритме выстроен весь образ. Александр Песков мгновенно переходит из одного состояния в другое, увлекая зрителей в очередной виток сюжета. За этим постоянным движением не всегда видна основная цель персонажа, но с течением действия отмечаешь: каждая новая женщина в его жизни – все тот же поиск молодости, каждые отношения – отметка на жизненном пути, потому что проживать свою жизнь во всей ее глубине Казанова может только через эти многочисленные «любови».

  Потому особую важность и ценность имеет каждая встреченная Казановой женщина. И давняя любовница Марселла (Светлана Фролова), и молоденькая Кептриссия (Юлия Елхимова), а ведь еще есть волнующая и притягательная в своей тайне Элизабет (Евгения Инчина) и императрица всея Руси Екатерина (Елена Кондулайнен)…

  История умалчивает, был ли у великого любовника и великой императрицы роман, а постановка Сергея Проханова смещает акценты на совсем иные взаимоотношения исторических персонажей. В трактовке Театра Луны их объединяет не влюбленность, а общее стремление – выиграть схватку с неизбежным и удержать ускользающую молодость. Однако это желание не делает их союзниками в полном смысле слова. И если Казанова исступленно верит в реальность своего Икосамерона, то для Екатерины даже экспедиция, организованная для поиска Гипербореи скорее, возможность полностью убедиться в том, что ее волшебная страна – лишь несбыточный сон, после которого еще тоскливее реальность. Гиперборея, которой почти бредит русская императрица, оказывается миражом, дрожащим изображением в ускользающем зазеркалье.

  Весь образ этой героини передан актрисой Еленой Кондулайнен в одной фразе. В финале рассказа об экспедиции к Гиперборее, наполненного усталостью и отчаянием, она с неожиданно легким, девчоночьим смехом добавит: «Но я все-таки женщина!» Эта женственность, меняющееся настроение придают образу императрицы игривую легкость, которая лишний раз подтвердит: у нее и без Гипербореи все будет так, как она захочет. Потому что обрести секрет молодости можно и без чужой помощи, а полагаясь только на себя, на свое внутреннее состояние. Казанова ищет свою молодость в других людях, Екатерина же — погружаясь в собственное великолепное одиночество. И зрителю предстоит выбрать между этими двумя теориями: либо обретать «икосамерон» в глубине собственной души, либо искать его в других людях: друзьях, любимых, детях…

  Еще из артистов спектакля обращают на себе отдельное внимание Михаил Полосухин, играющий аббата Фаустино, и Евгения Евчина. Первый — выстроенной от и до ролью, умением держать образ, показывать его развитие. Вторая – игрой с применением всего актерского арсенала. Голос, пластика, незаурядная внешность, цирковые трюки делают ее героиню Элизабет настоящей жительницей Икосамерона.

  Раскрывает ли Сергей Проханов секрет вечной молодости? Да. Но я, пожалуй, умолчу о нем, чтобы у зрителей остался шанс, придя на спектакль «Казанова, или Путешествие в Икосамерон» раскрыть этот секрет самостоятельно. Возможно, это будет еще одна трактовка жизни Джакомо Казановы.

Икосамерон искала
Наталья Сажина
Фотографии Елены Киселевой

Author

Поделиться: