О ДОБРОЙ ДЕВУШКЕ

Полина Тихонова

В апреле Театр «Современник» отметил свой юбилей – 60. «Современник» – театр особый, со своей уникальной историей. Первый послевоенный театр, ровесник XX съезда, дитя оттепели. В то время, когда все закрывалось, молодые ребята – вчерашние студенты Школы-студии МХАТ Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Галина Волчек, Олег Табаков – создали свой театр.

  Театр заговорил на другом языке – естественном, без искусственных, наигранных интонаций и эмоций. Говорили о внутреннем мире человека, о жизни человеческого духа – предельно честно и откровенно наперекор изощренной лжи и иллюзиям эпохи. Героем мог стать каждый: на сцену выходили люди простые, со своими ежедневными проблемами, переживаниями и чувствами. Так, в 1989 году в спектакле «Крутой маршрут» (режиссер Галина Волчек) бывшая политзаключенная Паулина Мясникова сыграла саму себя. Чтобы спектакль был более достоверным, режиссер пригласила ее в качестве консультанта и специально сочинила для Мясниковой роль. Непрофессиональная актриса играла вместе с Мариной Нееловой, Лией Ахеджаковой, Аллой Покровской, Ниной Дорошиной, но она была на сцене невероятно органичной.

  Создание «Современника» стало знаковым событием: это был иной взгляд на жизнь, театр, человека. Здесь зародилась плеяда актеров, способных играть новую драму. Даже внешне это было другое поколение актеров: новые каноны красоты, особая харизма, особая психофизика. «Современник» открыл для зрителя новые типажи, голоса, интонации, вывел на сцену новых героев. Эти актеры были способны нести в себе внутреннюю тоску, душевную драму.

  У «Современника» (как раньше, так и сейчас) большой диапазон – от «Грозы» и чеховской драмы до пьес Николая Коляды и Людмилы Петрушевской, от сдержанного Римаса Туминаса до бунтарей Ефремова-младшего и Гарика Сукачева. Художественный руководитель театра Галина Борисовна Волчек не боится экспериментов, дает право на жизнь творчеству художников разных эстетик, для нее важно услышать индивидуальную тему каждого из них, наполнить театр многоголосием, сделать его звучание полифоничным. По приглашению Галины Борисовны здесь ставила пьесу Нина Чусова, режиссерский расцвет которой приходится на период работы в стенах «Современника». Именно в этом театре началось и становление на московской сцене тогда еще совсем молодого Кирилла Серебренникова: помимо «Сладкоголосой птицы юности» (2002), «Антоний & Клеопатра. Версия» (2006), на сцене «Современника» он сделал один из самых значимых своих спектаклей – «Голая пионерка» (2005).

  В 2016 году Волчек приглашает в театр режиссера, в котором видит особый дар открывать новые имена талантливых драматургов и начинающих актеров. Марина Брусникина – режиссер, близкий «Современнику» по духу, говорящий на его языке и тонко чувствующий время.

   В юбилейном апреле в рамках XVI Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» состоялась премьера ее спектакля. «Скажите, люди, куда идет этот поезд» – постановка не случайная. Он ассоциативно возвращает нас к истокам театра, апрелю 1956 года, к открытию «Современника» пьесой драматурга нового времени Виктора Розова «Вечно живые» – о всепобеждающей силе любви, возвышающейся над всеми войнами и страданиями.

  «Скажите, люди…» – спектакль, поставленный по пьесе «Фронтовичка» молодого драматурга из Екатеринбурга Анны Батуриной, талантливой ученицы Николая Коляды. Имя новое, ранее не звучавшее в стенах московских театров, известное только в узких кругах театрального сообщества. «Меня можно будет назвать драматургом, когда хотя бы одна пьеса будет поставлена, потому что прочитанное или даже произнесенное вслух не доказывает, что является пьесой», – считает автор пьесы Анна Батурина. Ее «Фронтовичка» статус «пьеса» получила в 2013 году, в Волгоградском ТЮЗе. Но в «Современнике» благодаря Марине Брусникиной она обрела жизнь новую, вдохнув воздух столичной сцены.

  Для режиссера новым оказалось и сотворчество с актерами «Современника». Основу спектакля составляет молодое поколение театра: Полина Пахомова, Виктория Романенко, Илья Лыков.

  Художник Николай Симонов – верный соратник Брусникиной. Но если для Марины Станиславовны работа в этом театре дебютная, то Симонов уже оформлял спектакли «Современника» ранее: игрушечные бумажные кораблики, которые взрывались и тонули в спектакле Кирилла Серебренникова «Антоний & Клеопатра. Версия», в премьерном спектакле трансформировались в покосившийся «Титаник». Все пространство сцены занимает то ли мост, то ли корабль с наклонной палубой… Ясно одно: скатиться легко, если нет внутренней силы и стержня, устоят на нем лишь крепкие духом – те, кто жаждет жизни. Стоят герои спектакля на этом помосте на фоне спокойно колышущегося клеверного поля неподвижно, смотря в черное пространство зала как в неопределенное будущее. В блеклых белых одеждах на фоне сочных красок ковра летних цветов. Героям спектакля выпала счастливая судьба вернуться с войны живыми. Но что их ждет? Сломаются ли они под воздействием изуродованного времени или все же есть шанс остаться людьми?

 Пьеса 2009 года; ее автору Анне Батуриной – 24. Главные герои – ее ровесники, отдаленные в послевоенное время 1946-49. Впрочем, война не имеет года, она условна и легко переносится в наши дни. Спектакль о трансформации личности человека в искалеченное, разорванное время, когда нужно заново находить ориентиры и веру в светлое будущее, стоя на наклонной поверхности. Но в мирное время, дома, не получается у героев строить свою судьбу счастливо. Забыв боль физическую, душевные раны излечить не получается. «Не умеем мы жить, не научены!», – говорит один из героев мхатовского спектакля Марины Брусникиной «Пролетный гусь». Так и здесь – герои учатся жить заново. Жить ради самой жизни – вопреки.

  На фоновом клеверном поле – титры-ремарки: «Ищу добрую девушку». И находится такая. Добрая, только «война выпотрошила из нее женственность», как замечает один из героев. Сержант Мария Небылица (Виктория Романенко), вернувшись с фронта, пережила измену любимого человека, потерю неродившегося ребенка, но не потеряла своего лица, не утратила жажды жизни и права быть счастливой. У нее «год хореографического училища за спиной». И теперь она живет «только ради “гран плие”» – в танцевальном классе Дома культуры имени Розы Люксембург проводит занятия для детей. Совсем молодое поколение в спектакле появляется «гурьбой», как об этом всегда мечтала Галина Борисовна Волчек. Дети в белых балетных пачках – как ангелы, которые спасают Небылицу. Она учит их искусству танца, они ее – искусству жить.

Вся пьеса – музыка. Она пронизана звуками, как и спектакль. Губная гармошка, запись на пластинке, рев мотоцикла… Пока играет музыка, есть жизнь. Есть надежда. Потому что «в войне побеждают не люди, не страны, а Бетховен».

   Одна из самых сильных и ключевых сцен спектакля – танец «венгерка» на все том же наклонном помосте – как ее возрождение. С головы Небылицы слетает плотная шапка-косынка, скрывающая длинные красивые волосы пшеничного цвета. Теплый солнечный свет заполняет черное пространство, освещает фигуру и, кажется, что наполняет этой теплотой каждую клетку ее израненного тела и души, избавляя душу хрупкой, но сильной девушки от всех страданий и боли.

Режиссер Марина Брусникина видит основную мысль спектакля в том, что несмотря ни на что, человек должен всегда надеяться на лучшее. Проходя через самые сложные испытания, нужно сохранять в себе внутреннюю силу и веру, которые помогут все преодолеть. И эта идея, безусловно, созвучна «Современнику» и его истории.

Фотографии Сергея Петрова

Author

Поделиться: