ТРАГЕДИЯ ЖЕЛАНИЙ

Виктория Негара

С Марком Григорьевичем Рудинштейном я познакомилась впервые. Скажу честно, волновалась очень. Рудинштейн – персона неоднозначная и провокационная, известная своей прямолинейностью. Наша встреча состоялась в день рождения Марка Григорьевича, 7 апреля. Имениннику исполнилось 70 лет.

  Беседа проходила в кафетерии театра Луны незадолго до начала юбилейного спектакля «Губы» по произведению Набокова «Камера обскура», в котором Рудинштейн играет сразу двух персонажей – самого Набокова и преданного друга главного героя Дитриха Зегелькранца. Эти роли для известного продюсера не были выбраны случайно: личные истории и лично пережитое оставили след на характере персонажей и повлияли на последующее изменение в роли. «Истории стареющих мужчин, влюбленных в молодых девушек, – это трагедия, – рассказывает Марк Григорьевич. – Каждый из нас ее проходит. Я прошел эту трагедию в 60 лет, кто-то еще позже, кто-то раньше, но мы проходим это. И вот когда я пережил это сам, я вдруг понял смысл всего происходящего на сцене. И у меня уже не было желания шутить. Появилось желание рассказать историю. Да, я не рассказываю о себе, да, я рассказываю о другом герое, но, рассказывая эту историю, я стал более щепетильным к тексту».

  Участие в спектакле по «Камере обскура» Рудинштейну предложил художественный руководитель Театра Луны Сергей Проханов. «Дело в том, что актер я по случаю. Просто захотелось удовлетворить какие-то свои тайные амбиции и желания. И вот поступило предложение от Проханова сыграть эту роль. Сказать, что я артист театра или это дело моей жизни, я не могу. Это баловство, любопытство. А еще это давняя нереализованная мечта. Когда-то я учился на актерско-режиссерском факультете в Щукинском училище, но меня исключили. И эту свою мечту я реализовал в тот момент, когда достиг популярности как продюсер, а не как артист кино или театра».

  Марк Григорьевич, несмотря на то, что известен больше как создатель фестиваля «Кинотавр» и продюсер, в спектакле не просто играет роль. Он принимал активное участие в создании постановки и предлагал свои идеи, которые позднее воплотились на сцене. А своих персонажей – ведущего Набокова и Зегелькранца – он со временем стал отделять более жестко. «Вот я выхожу на сцену вначале в форме ведущего, просто одетого, а потом переодеваюсь. А раньше этого не было. Раньше я стазу выходил. А теперь разделили эти части. В прошлый раз я даже надел парик, но теперь не готов повторить это снова, потому что они, негодные, пошутили и сорвали парик в спектакле».

  Спектакль «Губы» с успехом идет на сцене театра уже 14 лет. И мне он показался более однозначным, нежели произведение Набокова «Камера обскура». Проханов не дает зрителю надежды, что разум у зрелых мужчин однажды возобладает над чувствами  и страстью. Если у Набокова пожилой Бруно Кречмар после разоблачения своей юной возлюбленной (Мария Сарбукова) возвращается к преданной и ждущей его жене (Елена Кондулайнен), то спектакле, когда герою дается еще один шанс сделать выбор, он все равно протягивает руку и обнимает молодую соблазнительную обманщицу, снова наступая на  любимые мужские грабли.

  История взаимоотношений пожилого мужчины и юной нимфетки, которой по сюжету 16 лет, раскрыта предельно полно и откровенно. За желанием быть с «молодой» скрывается не только влечение к красивому телу, но и отчаянное желание быть любимым и любить самому. Вот что не просто толкает на измену, а лишает рассудка. Бруно Кречмар в исполнении Народного артиста России Евгения Герчакова вызывает много противоречивых эмоций. Больше всего удивляет наивность человека, уже так много прожившего. Увидев веселую кокетку, он перестает чувствовать себя зрелым и умудренным опытом и превращается в мальчика, в одно мгновение растерявшего все преимущества своего возраста. Бруно хотел сказки, мечты и удовольствия, позабыв о мерах безопасности в виде здравого смысла. Смешно и трагично. Комичны не те обожание или забота, которые Бруно проявляет к Магде, комична его слепота. Не случайно в конце истории он теряет зрение, хотя действительность он перестал видеть много раньше.

   Бруно Кречмара, несмотря на его измены и в конечном итоге уход из семьи, нельзя назвать полностью отрицательным персонажем. Скорее, это запутавшийся человек, который принял мечту за действительность. Даже потеряв деньги стараниями Магды, он считает себя виноватым в том, что «погубил девочку». А «девочка», легкомысленная и беспринципная, даже не осознает всей жестокости и мерзости своего поведения.

  Марк Григорьевич играет друга-ровесника Кречмара, который с самого начала понимает, чем закончится эта романтическая связь. Бруно часто отмахивается от резких и правдивых слов Зегелькранца, предпочитая иллюзии и общество возлюбленной.

   По ходу спектакля на экране несколько раз появляются губы и другие части тела молодых девушек. «Лишь губы нам в любви не врут», – однажды сказал Зегелькранц. Получается, что ошибся. Получается, что врут. И образ романтичной невинной девушки оказывается лишь ролью, которую с блеском сыграла Магда на пути к своей цели.

Фото предоставлены пресс-службой театра Луны

Author

Поделиться: