В ПРОСТРАНСТВЕ СПЕКТАКЛЯ

Анастасия Павлова

Легкие полупрозрачные белые занавеси развеваются от едва уловимого дуновенья ветра. Веранда некогда богатого поместья. Где-то слышны голоса, все торопятся занять места – ведь скоро начнется спектакль. По залу одетая во все черное и больше напоминающая монашку, чем декадентскую даму, пробегает Маша Шамраева (Дарья Чудная). Она дает три заветных звонка и взволнованно говорит о том, что скоро начнется спектакль. Так начинается «Чехов» в театре МОСТ – постановка, в которой режиссер Георгий Долмазян перемешал чеховских героев и поместил их в единое пространство.

    Голоса слышны ближе. Постепенно персонажи разных чеховских пьес собираются здесь, чтобы увидеть долгожданный спектакль Кости. Ждут, как водится, Аркадину (Юлия Вергун) и Заречную (Ксения Несвячёная). Вот уже и Раневская (Ксения Шурдина) прибыла из Парижа, а блистательной актрисы и гениального писателя все нет…

    По большому счету, спектакль вообще мало кого занимает, разве только Машу да Ирину Прозорову (Ася Муравьёва). По-детски очаровательная девушка с огромными глазами ждет действа как чуда, остальные же говорят обо всем, но больше о себе. Слова сливаются в нестройный хор, где каждому хотелось бы быть солистом, потому нет-нет да кто-то заговорит громче, а собравшиеся вдруг затихнут, но лишь на несколько секунд. Их не занимает чужая жизнь, со своей бы разобраться.

   Компания перед нами, надо признаться, странная: одни слишком гротескны, как Аркадина и Раневская, другие существуют по принципу «как надо играть Чехова», кто-то попросту скучен. Впрочем, справедливости ради почти у каждого есть сцены, где они невольно приковывают взгляд. Так, Аркадина Юлии Вергун в сцене с объяснения с Тригориным Дмитрием Янышем предстает, действительно, великолепной актрисой, мгновенно меняющей настроения, лишь бы удержать любовника. Главный козырь тут, пожалуй, ирония, прикрываемая то жалостью, то нежностью… Тут Аркадина раскрывается во всей красе – ей Тригорин нужен как кошке мышь. Она вообще никого не любит, не способна к этому. Потому и игра ее так убедительна для писателя…

    Самое же большое удовольствие было наблюдать за Ириной Прозоровой Аси Муравьевой. Актриса, безусловно, подкупает искренностью игры, верой в то, что говорит и чувствует. Она легкая, нежная в начале, становится мудрой и серьезной в финале. Но глаза сохраняют веру в чудо. Порой возникало чувство, что каждый, кто приближается к ней, попадает под это очарование и тоже становится простым, как барон Тузенбах Павла Кулябина, трогательно и осторожно прощающийся с ней, или Федотик Ильи Кожухаря и Родэ Алексея Захарова, превращающиеся в детей рядом с ней.

 Такое же действие на собравшихся оказывает и само присутствие Шарлоты Ивановны, которую очень интересно делает Ульяна Зябкина. Она чуть в стороне ото всех, даже кажется чуть надо всеми. Она наблюдатель, внимательно следящий за каждым обитателем поместья. Ее поистине феерического выхода ждешь с нарастающим нетерпением. Она словно копит в себе энергию для выступления. Неслучайно Федотик и Родэ исполняют номер вместе с ней. Это какое-то инфернальное действо, которое пугает и притягивает одновременно, безумный танец марионеток под музыку Бориса Гребенщикова.

   Почти вся жизнь умещается в первом действии. Лейтмотив второй части – смерть. Длится она немногим более 20 минут. Но тут и смерть Кости, и душевная смерть Нины, и гибель Тузенбаха… Словом, умирают все надежды и даже желания. Стук топора в вишневом саду, нарастает, превращаясь в страшный грохот, несущий разрушение.

  По замыслу режиссера Георгия Долмазяна, три пьесы должны представить картину предреволюционной России, но до той страшной революции еще 13 лет, а необратимые перемены, скорее происходят в душах героев, многие из которых еще в начале истории предстают умершими внутри. Потому, может, и не способны к действию.

  Впрочем, все это иллюзия – вон снова бежит Маша Шамраева, отчаянно гремя в колокольчик и сзывая всех на спектакль Кости Треплева. И те, с кем мы простились, вновь занимают места в мизансценах… «Тише, скоро начнется спектакль!»

Фотографии с сайта театра

Author

Поделиться: