МАСТЕР ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ

Анастасия Павлова

В последние несколько лет об этом артисте написано уже немало статей, издано несколько десятков интервью. Он номинирован на все возможные театральные премии. Игорь Миркурбанов стал известен после спектакля «Идеальный муж. Комедия», поставленного Константином Богомоловым на сцене МХТ им.Чехова.

  Спектакль вызвал много споров, зрители вставали и уходили в середине первого действия, критики писали как положительные, так и резко отрицательные рецензии, многие не верили в долгую жизнь этого спектакля. Одно оставалось неизменным – восхищение игрой Миркурбанова. За «Идеальным мужем» последовали «Карамазовы», «Чайка. Новая версия», «Борис Годунов», «Вальпургиева ночь» в постановке Марка Захарова, недавно был выпущен спектакль «Мушкетеры. Сага. Часть первая». В каждом спектакле Миркурбанов выстраивает роль и передает характер своего персонажа таким образом, что о нем говорят уже как о новом артисте постдраматического театра.

  Почему же получилось, что актера такого уровня и дарования узнали только сейчас? Почему получил признание только после сыгранных ролей в спектаклях Богомолова? Ведь до этого было немало работ и с режиссером Евгением Арье, и с Юрием Любимовым, Тадаси Судзуки и Леандером Хаусманном и другими, был выпущен моноспектакль «Москва-Петушки», где Миркурбанов выступил и в качестве режиссера…

  В начале 90-х Миркурбанов оставил труппу театра Маяковского и по приглашению режиссера Евгения Арье уехал в Израиль – в театр «Гешер». За несколько лет службы в этом театре он не только сыграл множество ролей, но и стал ведущим актером. В каждой роли Миркурбанов был непредсказуем, совершенно неузнаваем — ни комик, ни герой-любовник, ни злодей, он не подпадал ни под одно амплуа. Манера его игры отличалась от общепринятой: классический театр не предполагает подобной формы.

  Однако она оказалась очень к месту в стилистически резких, экспериментаторских спектаклях Константина Богомолова. В своих постановках этот режиссер экспериментирует со стилями и жанрами, соединяя несоединимое, сталкивая противоположности. Он использует принципы музыкального и мимического театра, современные мультимедийные технологии. Все многообразие форм и приводит к тому, что в его спектаклях отсутствует единый стилистический стержень, но это становится собственным неповторимым почерком Богомолова. Артист, существующий в спектаклях этого нового театра, может быть и гротескным, и камерным. Он может как угодно вести голосовую партию роли – от шепота до крика.

  Спектакли Константина Богомолова стали провокацией и вызовом не только государству, но и обществу. Таков ответ театра, значение постановок не столько политическое, сколько социальное – его спектакли о происходящих в обществе переменах, о том, как россияне реагируют на государственную политику.

  Спектакль «Идеальный муж. Комедия» задевает самые острые и болезненные темы последнего времени. Более того, Богомолов смело нарушает и границы эстетического восприятия. Режиссер намеренно ставит зрителей в тупик и загоняет в неудобную, некомфортную ситуацию. И все это происходит на одной из главных театральных сцен страны.

  Блатная культура регулярно проводит концерты в Кремлевском Дворце Съездов, становится частью быта. Лорд в исполнении Игоря Миркурбанова становится пародией на звезду отечественного шансона. Бывший киллер, насквозь порочный и пошлый, исполняет то дешевую попсу, то тюремный блатняк, а монологи его перемежаются словами о любви к родине, родителям и… министру резиновых изделий. «Идеальный муж» – это спектакль в жанре трэш. Это именно то, что происходит сейчас в обществе. Лорд Горинг, он же Степан Горе и Кондратий Могила, в исполнении Игоря Миркурбанова – это символ массовой культуры, кумира нынешнего общества, это тот, кому люди готовы поклоняться, несмотря на его биографию и жизнь вне сценического образа. Характер и смысл этого действующего лица постоянно распадается и множится. Все изменения порой наталкивают на мысль, что Лорд становится выразителем русской чертовщины, с гнилым прошлым и характером, оттого и с такой легкостью перевоплощающимся на сцене в Актера, влюбляющего в себя миллионы поклонников, ведь «случайных людей на его концертах не бывает».

  Спустя почти год после премьеры «Идеального мужа» на сцене МХТ появляется новый спектакль – «Карамазовы». И здесь Миркурбанов предстает сначала в образе Федора Павловича Карамазова, а затем – Чорта. Старший Карамазов – обольститель и сладострастник, кривляющийся и доводящий до крика смиренного старца Зосиму своими рассуждениями и шутками. Безумная улыбка, взгляд исподлобья и развинченная походка становятся внешними выразителями характера этого действующего лица. Миркурбанов ведет агрессивную голосовую партию, выводя мелодику дословного текста Карамазова на полную мощь, оскорбительную и тем самым достающую до карамазовщины. А в финале спектакля чорт, явившийся Ивану, предстает в образе покойного отца. Именно чОрт, в архаичной форме произнесения этого слова – Миркурбанов очень аккуратен с каждой буквой авторского текста. Чорт оказывается не только философом, но и артистом – он выходит к микрофону и не столько поет, сколько скандирует: «Я люблю тебя, жизнь!» Пожалуй, так относиться к этой самой жизни в том проявлении, в каком она есть в спектакле, может только сам Чорт.

  Следующей совместной работой режиссера Богомолова и артиста Миркурбанова становится спектакль «Чайка. Новая версия». Это возобновленная версия спектакля Театра под руководством Олега Табакова, впрочем, ничего общего с первой версией не имеющая. Можно было ожидать, что и Тригорин в исполнении Миркурбанова будет таким же ярким, агрессивно-«звездным», модно-популярным. Однако вопреки всем ожиданиям он оказывается неожиданно тихим, замкнутым персонажем, отталкивающим своим отношением не только к Аркадиной и Нине, но и к жизни вообще. Каждый спектакль Миркурбанов выстраивает роль по-разному в рамках общего режиссерского замысла. Его Тригорин, в финале увлекающий Аркадину в танце и тем самым оттягивающий новость о самоубийстве Треплева, предстает то черствым, то просто покорным судьбе, подобно всем чеховским героям.

  За «Чайкой» последовал спектакль в театре Ленком – «Борис Годунов». Четвертая работа с Богомоловым. Здесь Григорий Отрепьев, Самозванец, в исполнении Миркурбанова – это уголовник, сбежавший из Чудова монастыря, убивший Пимена-наркомана, писавшего летопись на спинах сокелейников-сокамерников. За время спектакля образ Самозванца меняется несколько раз, что вновь напоминает о том, что тот театр, который делает Богомолов – пространство новое, постдраматическое. Отрепьев – то уголовник, то ведет высокие речи о братоубийстве, то признается в любви в форме шлягера, исполняемого в кабаках.

  После спектаклей Богомолова Миркурбанов был приглашен на роль Венички Ерофеева в спектакле «Вальпургиева ночь» в постановке Марка Захарова на сцене театра Ленком. Спектакль составлен по основным произведениям этого непохожего ни на кого писателя – здесь и поэма «Москва-Петушки», «Записки психопата», пьеса «Вальпургиева ночь» и дневники писателя. Ерофеев в исполнении Игоря Миркурбанова весь спектакль создает на сцене сюрреалистический и аномальный мир, в котором сложно разобрать, где реальная жизнь переходит в пьяные галлюцинации и наоборот. В финале спектакля Миркурбанов подводит к монологу об убийстве у кремлевской стены с виртуозностью, присущей музыкантам — и вот уже фортиссимо, и зритель вжимается в кресло, как при взлете самолета. Его монологи глубоко врезаются в сознание, а энергообмен с залом в течение всего спектакля остается столь же мощным даже в те моменты, когда актер находится не в световом луче.

  Осенью 2015 года в МХТ состоялась премьера спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая». Константин Богомолов не только режиссер этого спектакля, он является и автором текста. От романа Дюма в спектакле только имена некоторых действующих лиц. Атос в исполнении Игоря Миркурбанова весь спектакль пытается разобраться в произошедших метаморфозах, философствует о любви и смерти и о том, кто и почему на чьей стороне. В одной из сцен он становится Змеей, разговаривая фальцетом, шипящим и свистящим. Он пародирует Атоса в исполнении Вениамина Смехова в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». О манере пародий Миркурбанова можно говорить отдельно: он делает это виртуозно, легко переходя из образа в образ, не теряя при этом общей линии характера действующего лица. Его монологи превращаются в мелодии, которым задает свой тембр и ритм, являясь камертоном всей сцены.

  Где-то на пересечении всех этих характеров, таких разных, можно заметить личность самого актера. Сценический характер – это сам артист, сконцентрированный под прессом режиссерского замысла, и переходящее в результате этого в новое качество – в характер действующего лица. Игорь Миркурбанов проецирует свое человеческое «я» на характер действующего лица. Его личность, пусть опосредованно, не прямым путем, непременно выражается в сценическом создании. Даже если он играет человека, во многом себе противоположного, он виден сам.

  У Миркурбанова есть удивительно тонкое чутье мелодики текста, его музыкальности. Отсюда очень строгое и аккуратное отношение к авторскому тексту в каждой роли. Каждая фраза звучит отдельной безукоризненно чисто взятой нотой, а монолог превращается в песню с виртуозными перепадами тембра и ритма. Он ведет каждую реплику через фуги и репризы, согласные-стаккато, от фортиссимо к пианиссимо и вновь к фортиссимо.

  Жестикуляция актера напоминает дирижерские взмахи рук – широкие движения, а порой даже положение пальцев. Он дирижирует мелодией текста, придавая уникальное звучание не только исполняемой роли, но и всей постановке. Монологи каждого действующего лица в исполнении Миркурбанова гипнотизируют зал, вводят зрителей в транс.

  Его разговор со зрительным залом по поводу современных проблем становится доступным и интересным. В театре нет ничего дороже тех вспышек взаимопонимания, которые может вызвать встреча зрителя с захватывающей актерской индивидуальностью, с большой и неповторимой личностью. Именно такой личностью, многогранной и неординарной, актером уникального дарования и является Игорь Миркурбанов, мастер перевоплощений.

Портрет писала Любовь Ковалева
Фото  Екатерины Цветковой,
Александры Дубровской

Партнерский материал

Author

Поделиться: