КАК ДЕЛА В АДУ

Виктория Негара

Театр на Малой Бронной в этом году празднует круглую дату – семидесятилетие со дня подписания указа о создании театра. И премьеры в этом сезоне идут одна за другой. С разницей в два три месяца прошла премьера «Вассы» в постановке молодого режиссера Вячеслава Тыщука и  пластического спектакля «Яма»хореографа Егора Дружинина по одноименной повести Куприна. О нем, собственно, и пойдет речь.

  Придумывая название к этому материалу, я задумалась о том, а что такое ад? Ад всегда ассоциируется с мучительными страданиями. И я убеждена, что ад бывает и в этой реальной земной жизни, которой мы живем сейчас, сегодня.

  Спектакль Дружинина о том, как страшно и невыносимо тяжело жить каждый день, предавая себя. Жить абсолютно чужой жизнью, выполнять тяжелые, изматывающие обязанности каждый день и ежедневно заниматься деятельностью, которая отламывает куски от твоей личности. Жизнь в клетке, из которой выхода нет.

  Пространство сцены оформлено довольно сдержанно. На полу стоят несколько белых кубов, которые активно задействуются, превращаясь то в стол, то в пьедестал. На белоснежных стенах висят рамы без картин. Эти пустые рамы — яркие ассоциации с девушками. Рама – как красивое молодое женское тело, но без наполнения, без души. И внимание обращено исключительно на раму как на обрамление пустоты.

  Каждый герой непрост и противоречив. Взять хотя бы Анну Шойбес. В исполнении Веры Бабичевой она статная, высокая, грозная, вселяющая ужас подопечным девушкам. Одета в яркое платье, на голове платок, но не легко спадающий с плеч, а туго завязанный на голове. Резкие движения, большой шаг. Требует уважения к себе, а за неповиновение может и ударить. Как жестока она с девушками, как грозна и строга, и какой становиться трепетной и заботливой, увидев любимую дочь Берточку (Полина Некрасова). Как она нежна с ней, как умиляется каждому ее движению и любуется девичьей кокетливостью. Резко меняется в этот момент и пластика героини: шаги становятся короче, поступь мягче, движения плавнее.

  За исполнение указаний Анны Марковны отвечает экономка заведения Эмма Эдуардовна (Марина Орел). И, кажется, что ее отличает исполнительность и преданность хозяйке – но нет. Главная ее цель – прибыль, которую приносят обитательницы злачного заведения. Не оставляет ее равнодушной и власть, которую ей удается заполучить, выгнав Анну Марковну с дочкой на улицу. Она делает вид, что почтительна, что уважительно относится к девушкам, но это иллюзия, которая рассыпается как карточный домик, стоит лишь раз ее ослушаться. Эмма Эдуардовна одета в строгий черный костюм. Непременно на шпильках, с вытянутым пучком на голове.

Главные действующие лица здесь, конечно, сами девушки. Они появляются на сцене такими лучистыми, нежными, хрупкими. Своей непосредственностью и живостью напоминают маленьких девочек. Никак с этим образом не вяжется их деятельность…

  Неотъемлемой частью постановки является музыкой, она же — одна из самых сильных сторон этого спектакля. Крейслер, Каросио, Мандонико, Сайнс де Ла Маза, Джоплин и Польдини – настоящие волшебники. Музыка проникает в каждую клетку тела. Она – некий проводник, подчеркивающий все нюансы поведения или настроения героев.

 Почему для спектакля «Яма» выбран жанр «пластическая драма»? Произведение Куприна рассказывает об очень сложной теме, чувственной, интимной, эротичной. И в повести много откровенных сцен, которые присутствуют и в спектакле. Но именно пластика способна сделать эти моменты более эстетичными, но не менее глубокими и эмоциональными.

  Режиссер оправдывает героинь, потому что они изначально были лишены выбора. Они вынуждены так жить. И не смотря на то, что они продают свое тело, занимаются развратом, в их душе еще теплится свет любви, доброты и сострадания к ближнему. И это особенно видно в одной из последних сцен, когда девушки отдают последнюю одежду, укрывая от холода тело уже умершей подруги. Они стараются, чтобы хотя бы в душе остался этот свет, но в той атмосфере и в той жизни, которой они живут, к сожалению, это невозможно. В конце спектакля одна часть стены поднимается вверх, и сцена озаряется алым светом. Швейцар Симеон берет тела девушек и кидает их прямо в это красное пламя, которое является олицетворением ада.

  Егор Дружинин поставил спектакль на удивление злободневный, и в этом главное его преимущество, на мой взгляд. Его актуальность заключается в напоминании о том, что главное – душа. Но душу так легко потерять. Не заботясь о ней, мы можем оказаться в аду, и для этого умирать совсем не обязательно.

Фотографии Сергея Апанасенко

Author

Поделиться: