ЭРИК БИНЬ ВУ-АН: «ТЕХНИКА В БАЛЕТЕ – ЭТО ДАЛЕКО НЕ ВСЕ»

admin

На сцене Михайловского театра прошло единственное в Санкт-Петербурге выступление Средиземноморского балета Ниццы (Ballet Nice Méditerranée) под руководством  Эрика Бинь Ву-Ана – французского танцора, балетмейстера и актера, обладателя ряда балетных премий и государственных наград. Накануне представления хореограф уделил некоторое время нашему изданию.

  Каково ваше представление о российской публике? Какие ожидания от гастролей?

  Конечно, я имею представление о российской публике, потому что я уже бывал в России много раз. Впервые побывал в Санкт-Петербурге в 1984 году с театром Мориса Бежара. Совместно с Мариинским театром мы давали представление «Белые ночи». На следующий год я приехал и танцевал в Большом театре. Если говорить, приближаясь к нашим дням, то был приезд, связанный с Начо Дуато. Он объединил наш театр и Михайловский. Когда он приезжал в Ниццу и работал с нашей труппой, казалось, что уже тогда он готовил нас для питерской сцены. Я аплодировал его балетам стоя.  Четыре года назад он приезжал в Ниццу. В репертуаре нашего театра у нас есть два балета, которые поставил Начо Дуато.

  На данный момент, если говорить о наших ожиданиях в Санкт-Петербурге – нет ожиданий, есть просто честь для нас. Представлять свой балет, свою хореографию здесь и быть представителями города Ниццы в Петербурге! Я надеюсь, что балеты, которые мы будем танцевать, понравятся петербургским зрителям. В этом мои ожидания. Потом, возможно, я смогу объяснить, почему я выбрал именно эту программу. Я хотел показать весь спектр, все возможности нашей труппы. Из обширного репертуара нашей труппы будет представлено четыре балета. Это совершенно разные постановки, но именно в этом разнообразии форм возможно показать разноплановость и технические возможности труппы, раскрыть и представить уникальные качества каждого артиста Балета Ниццы.

  Для труппы нашего театра действительно волнующе выступать на сцене Михайловского, ведь это не просто театр, а настоящая жемчужина северной столицы. Да и сцена здесь особенная: зрители так близко, что каждый танцовщик не просто видит, он чувствует зал.

  Расскажите о гастрольной программе, пожалуйста.

  Из обширного репертуара нашей труппы будет представлено четыре балета. Это совершенно разные постановки, но именно в этом разнообразии форм возможно показать разноплановость и технические возможности труппы, раскрыть и представить уникальные качества каждого артиста Балета Ниццы.

В этом городе я, конечно, хотел иметь честь представить через свои спектакли великого человека, который работает в Петербурге. Поэтому вечер начинается с балета Баланчина «Concerto Barocco» на музыку И.С.Баха.  Во втором балете  «Rapsodie» я хотел соединить музыку Рахманинова с хореографией известного аргентинского хореографа Оскара Араиса. Удивительное представление в костюмах эпохи. Как будто это происходит в каком-то зале, например, в казино. В постановке все персонажи будто их бросают бильярдные шары, таковы их движения на сцене. Третье «Adagietto» – это тот же хореограф на музыку Пятой симфонии Малера. Последняя часть, балет «Troy Games» – хореограф Роберт Норт. Этот спектакль создан уже давно. На сцене будут только восемь танцовщиков. Это, скорее, акробатический балет. Музыка в ритме бразильских мелодий.

  Мы, конечно же, не могли привести все. Эти же самые четыре балета будут открывать в октябре новый сезон в театре в Ницце.

  Как бы вы определили эстетику своего театра?

  Мы всегда открыты для современного танца. Но с особой любовью относимся к классическому танцу. Это главное. И всегда готовы к экспериментам. Труппа молодая и небольшая: состоит из двадцати шести человек  и существует только шесть лет.

  Каково ваше мнение о русской балетной школе?

  Сложный вопрос… Еще и года не прошло с момента ухода великого человека, которого я боготворил. Да и для всего балетного театрального мира уход Майи Плисецкой – это большая трагедия. Радостно, что есть и молодые талантливые артисты. Я огромный поклонник Ульяны Лопаткиной. Когда она была совсем молоденькая, я имел счастье с ней гастролировать. Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Леонид Сарафанов, Наталья Осипова. Я имел счастье с ней работать. Это для меня монстры в танце. Но в целом мне трудно говорить о русской школе, потому что я ее не очень хорошо знаю.

  Во всех классических балетах русская школа восхитительна. Рудольф Нуриев привнес особенную эстетику. А школа только формирует артиста. Дальше каждый выбирает свой путь, чтобы стать настоящим артистом. Но для меня самое важное и красивое в русской школе – это духовность. Пропорции, техника – это далеко не все.

   Какие есть различия в школах?

  Педагоги, которые приезжают из Парижа, — русские танцовщики. Она из школы Большого театра, он из Штудгарта. Одно дело, когда тебя формирует школа, другое дело, когда ты уже сложившийся профессионал. Репертуар типичный русский – «Раймонда», «Баядерка», а вот для «Лебединого озера» уже нужна большая труппа. Поэтому в основном французский репертуар до- и послевоенного времени. Различия? Французская школа – это работа ног, а спина – русская школа. Мои двадцать шесть танцовщиков – это русские, испанцы, перуанцы, итальянцы, бразильцы, французы. И они все приходят из разных школ.

  Балет – это в первую очередь репертуар. И в то же время – это первостепенно, но но не единственно. Например, в русский балет можно привлечь какие-то идеи Начо Дуато. Раньше и Большой, и Кировский театры показывали абсолютно классические балеты. В Большом Григорович делал спектакли, которые дали новое дыхание.

   Я начинал в «Opera de Paris», с девятнадцати лет работал с Рудольфом Нуриевым. И вошел в его «Дон-Кихот». В мой двадцать один год на меня уже ставил Морис Бежар. Это балет «Мученик Святой Себастьян». Потом я работал с Роланом Пети. И когда я начинаю работать над каким-то спектаклем, я даже не могу сказать, откуда первоисточник, что повлияло. Но конечно, на меня они все повлияли. Я очень чувствителен к таким моментам.

Александра Панюшкина (СПб)
специально для «Театрон»

Author

Поделиться: