ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Елизавета Авдошина

Спектакль «Двое на качелях» по одноименной пьесе американца Уильяма Гибсона вновь на сцене театра «Современник». Галина Волчек решила дать второй шанс творческой жизни пьесы в  театре, который начинался как место средоточия правды жизни в театральном искусстве тех лет. «Психологический театр без спецэффектов», – говорит о возвращенной постановке Галина Борисовна, и ты уже точно знаешь, что тебе будет интересно проживать вместе с актерами каждый оттенок чувств.

  Тогда, в далеком 1962 году, Татьяна Лаврова и Михаил Казаков, доверившись дебютирующему режиссеру Волчек, создали спектакль, не сходивший затем с подмостков больше тридцати лет. Тогда пьеса Гибсона была современной актуальной драматургией (написана в 1958 году), теперь – это классика, проверенная временем. Камерная игра двоих – то взлетающих, то падающих на качелях любви – двух встретившихся одиночеств.

  Новая постановка Волчек – это все же ретро-привет из 60-х. Хотя вся внутренняя психологическая насыщенность образов – из наших дней.  Спектакль – живой, обволакивающий и расслабляющий – можно всласть посмеяться  и погрустить.

  На сцене художник Павел Каплевич выстраивает урбанистическую конструкцию.  Металлический скелет города, подсвеченный неоновыми огнями большого города (место действия – Нью-Йорк), разбитый на маленькие ячейки, куда всякий вечер мы прячем себя со своим одиночеством. Где-то там, за окном – гул голосов, шум машин…

  Две комнатки не разделены ничем, но каждый живет в своем вакууме. Комнатки  совсем не похожи Гитель Моска (Чулпан Хаматова) стремительно влетает в подчеркнуто артистичное пространство (она танцовщица), всюду творческий беспорядок, развешены финтифлюшки, огромная кровать застелена вульгарно-эстетским покрывалом. Джерри Райн (Кирилл Сафонов) устало падает на короткую кушетку в своей холостяцкой берлоге. Ее жизнь расцвечена маленькими радостями, его – движется невидимым скучным потоком.

  Она – лиричная и смешная, суетливая и веселая, непоследовательная и обаятельная, чуткая и жертвенная, смелая и отчаянная. Он – меланхоличный и боязливый, слабый и нерешительный (не может «поднять себя со стула начать новую жизнь»), инертный и… остроумный. Все же его есть за что полюбить.  И она принимается вытаскивать его из кризиса среднего возраста, потому что вдруг оказывается, его бросила жена, и он не может сдать экзамен по своей адвокатской профессии, а ведь все начиналось с одного нелепого телефонного звонка…

  Она всегда привыкла полагаться на себя, живет настоящим, а если точнее – сегодняшним днем. Он проявляет мужественность только тогда, когда женщина рядом с ним показывает свою слабость – впрямую, например, страшно заболев. И он любит увязать в прошлом.

  Кажется, они заведомо обречены. Но до конца хочется надеется – пусть же «качели» замрут – пусть скрипнут в последний раз, сделав головокружительный оборот. И «качели» останавливаются, когда один из них решает спрыгнуть…

  Спектакль поставлен на Чулпан Хаматову, именно она здесь не только героиня, но и главный двигатель действия. Она как всегда очаровательна и бесшабашна, ее выдумки и «заскоки» наивны и милы. Кирилл Сафонов же  бесцветен на фоне своей яркой партнерши. Но из этого актерского недостатка Волчек делает режиссерское достоинство спектакля. Пронзительная, как стрела,  мысль становится к финалу прозрачной и ощутимой почти на чувственном уровне.

  Мужчина – слабое и безвольное существо, он просит разрешить его жизненные коллизии, всегда находит Сциллу и Харибду, между которыми будет метаться как раненый зверь (на протяжении сюжета герой разрывается между бывшей женой, которая продолжает «держать его сердце» и новой возлюбленной).  И вот Женщина, как скажет герой, «неприступная», а на деле просто привыкшая быть с жизнью на равных, которая вновь и вновь остается одна, больше не станет медленно умирать изнутри, терять к жизни интерес, спустя время она задышит ровно и спокойно, даже освобожденно. И улыбнется, глядя куда-то вдаль.

Фотографии Сергея Петрова (с его станицы в фейсбуке)

Author

Поделиться: