ШЕКСПИР. И СНОВА ВЕРСИЯ…

Роман Шабанов

Нет повести печальнее на свете, ну, конечно, уже есть, достаточно лишь включить телевизор. Однако бренд остается брендом, и когда на афише «Ромео и Джульетта», не то чтобы очень хочется пойти, но вроде бы надо – нельзя пропускать модный фильм, не попробовать новый вкус кетчупа и никак не годится оставить без внимания постановку старейшей пьесы.

  На этот раз историю молодых влюбленных реанимировали в Театре им. Ермоловой. режиссер Денис Азаров и драматург Валерий Печейкин.

Красная стена льющейся запекшейся крови, блестящий пол, ряд стульев (художник Александра Ловянникова), три человека сидят, читают по бумажкам зачин. Монотонно, скучающим голосом, как будто их наказали. Повторяют снова и снова. Минорная нота звучит, как незакрытый кран, когда каждая падающая капля заставляет содрогаться.

  Выходят герои и произносят текст по бегущей строке караоке на фоне вида сверху живописной Вероны (такой вид редко бывает мрачным). Музыка заглушает голоса. Текст не важен – они что-то говорят, их губы двигаются и все. Ведь достаточно послушать, как они разговаривают друг с другом – не слушая, мимо друг друга, понимаешь, откуда и куда растут, вонзаются кинжалы, а в данном случае пистолеты и пули.

  Инсталляция из ныне существующих версий «РиД», скаченных с «ю-туба» под аккомпанемент проносит волну, как на футболе, когда звучит гимн и все встают. «Под страхом смерти разойдитесь!» – звучит зловеще. Собранные вместе расходятся. Начало впечатляет, как заставка кинокомпании «Дисней» с замками, радугой и салютом.

  Ромео с фамилией Цой,  (актер Александр Цой, пришедший из Театра «Школа Современной Пьесы»), немного настораживает – неужели из знаменитой трагедии сделали восточный боевичок с самураями и единоборствами?! Но напротив: так мало движений. Сидят на стульях, Ромео же стоит на месте, а когда говорит о любви, замирает, будто его хватил паралич.

  Джульетта (Дарья Мельникова). Никакого востока. Напротив, серый вязаный костюм, белые кроссовки, прически, вызывающие в памяти молодую Мэг Райен.

  Всегда волнует вопрос – много ли современного в пьесе XVI века? Но тут: пьют энергетики, нюхают кокс, называя его «моя любовь», одеваются не в бантики, а в то, что удобно сегодня, вместо балов устраивают сейшны – хоть святых выноси.

  На стене появляется Википедия – посвящает нас в каталог экранизаций. Ликбез во всем. Куколки, словно из театра Образцова, как символ двух зависимых, вынужденных быть только куклами на чей-то руке персонажей. Перчатки иногда снимаются и тогда дети начинают резвиться.

  На стене история про графа Пирса (фото с закрашенным лицом). В спектакле его не будет. Не отвлекает. Кажется, заряди в проектор третью часть «Крестного отца», мало что изменится. Действие продолжится, и мы поднатужимся и поставим знак равенства и в этом.

  Бал – это вакханалия в духе Воланда. Дергающиеся кадры из Прокофьевского балета в союзе с музыкой из больных кошмаров. Няня в фиолетовых перьях. И не только. Такое только во сне или в ночном клубе привидится.

  Авторы этого спектакля – новаторы. Они много напридумывали. Мне так и видится, как они сидят, вырывают непонравившиеся куски из пожелтевшей книги, вымарывают, вписывают, переставляют. Они придумали троицу. Трио в одинаковых джинсах, фиолетовых рубахах. Зачем мы здесь? Чтобы сократить. Помочь понять. Без них, нынешнее поколение уже не справляется. Скромный, дурак и рассказчик. Если прислушаться, то они говорят о двух племенах в Африке. Ром и Джа. Методом сравнительного анализа, похожие на трех студентов-филологов, они пытаются помочь, но по мне больше мешают, обрывая действие, подобно рекламе про стиральный порошок и банк, выдающий кредиты домохозяйкам.

  Два Ромео – один из них на экране. Балкон. Ночь. Две Джульетты – одна из них на экране. Прекрасная сцена, вызывающая ассоциации с картиной Дзеффирелли. Они говорят, монотонно, одержимые. Ну, вы помните, был кокс. Слова не главное! Пока они объясняются, на экране Тбилисские Р и Д танцуют лезгинку под улюлюканье толпы, что не соответствует логике сказанного. Но если выкинуть традиционные представления о романтике, то все сходится – говорить нужно хоть что-то, но не медлить, действовать. Врываться в чужие покои, срывать незрелый плод, впиваться в него без сожаления, и между делом – говорить, обещать, воображать, что нет ничего невозможного.

  Конечно, есть Брат Лоренцо, который не откажет. Он говорит обрывисто, как очень больной человек. Священный умственно отсталый? Кому доверились молодые? Рис из черных мешков кидают два палача. На стене крутятся потолочные фрески. Едва закончилась церемония – Джульетта бросается на Ромео.

  Трио рассказывает про Рома и Мора, что недопустимо, по их мнению, но нам понятно, почему. Впереди первая жертва. Мятые банки. Тибальт рисует на лице Ромео кровь. В ответ выстрел – на экране десятки экранизаций этого места.

  Третьего акта не будет. Продюсеры сказали, что в этом месте зритель будет скучать, поэтому сразу зеленоватый яд в воде с шипением. Стена оживает, Джульетта в свадебном платье корчится в смертельных судорогах – вполне обычных, не пластически созданных хореографом. Грязных и отвратных.

  И как бы между прочим – если он влюблен, почему он не знает, что такое любовь – задается вопросом один из повествователей. – Где та любовь? Пока один из трио рассказывает про яд, Ромео пытается реанимировать Джульетту. И снова как-то неумело. Ох, уж эти дети! Ничего они не умеют…

  «Выпивает яд», «Вонзает кинжал» – гласит говорящая стена. Просто история заканчивается.

  «А я люблю!» – истерит один из трио – то ли хочет так мазком завершить сию версию, либо прорвало… Только разве не нас должно плющить от этого инцидента? Не мы ли должны кричать «Люблю», не значит «умру» и нестись к телефонам, чтобы позвонить и не дать своим отвергнутым шанса на зеленый напиток с шипучкой?..

  История суицида – это всегда трагедия. И когда показывают ее даже не смешно, а скорее смешливо под прикрытием современных штучек, все равно вызывает отторжение, как недоваренный пельмень, в котором вместо начинки из отборного мяса только лук, картошка и что-то красное, непонятно чем пахнущее, но… кого вы обманываете?

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Author

Поделиться: