ТРАГИКОМЕДИЯ В ФОТО

Анастасия Павлова

Нынешний год для Московского открытого студенческого театра – юбилейный. Пятнадцать лет, как он живет на Садовой. Но, по словам PR-директора театра Ольги Журавлевой, он едва ли не самый старейший в Москве.

  Ведь начало свое он ведет от Студенческого театра Московского Государственного Университета, появившегося в 1756 году. Сам театр «МОСТ» был открыт именно в МГУ в 1999 году, получил статус государственного. А в 2010 он переехал в здание на Садовой. До сих пор в труппе играют актеры, начинавшие еще в театре МГУ.

  Помещение театра совершенно соответствует магии места: в двух шагах Патриаршие пруды и музей-квартира М. А. Булгакова. Потому с пространством у них свои отношения, видимо, хорошо освоили «пятое измерение».

  Вход в театр наводит на мысль, что зал небольшой и, скорее всего, подвальный. Однако, как только ты попадаешь внутрь, переходы и лестницы приводят тебя в зал с выбеленными стенами – это кафе, есть даже выход на небольшую террасу. И театральный зал, вопреки ожиданиям, не темный, полуподвальный, а в меру просторный, с двумя выходами – в кафе и в фойе. Большая часть отведена сцене. Ряды – их шесть – убегают вверх. Все здесь настроено на то, чтобы зритель ощущал себя как дома. Ты, зритель, можешь стать одним из артистов на сцене, там все такие же, как ты. Труппа театра состоит из студентов разных вузов. А вот руководят театром и ставят в нем спектакли профессионалы.

  Должны были давать премьеру – спектакль по рассказам Саши Денисовой «Конфеты». Однако, в связи с болезнью актрисы, заменили на «Аттракцион» – инсценировку романа М. Шишкина «Взятие Измаила».

  Инсценировка прозы – дело всегда сложное и нередко неудачное. Часто она скатываются в чтение текста «по ролям». Там, где возможно, это диалоги, где нет – как бы лирическое отступление автора. Подобный принцип сохранен и тут.

  Этот спектакль – воспоминание автора о детских и юношеских годах, большая часть которых пришлась на начало XX века. От того все словно чуть припорошено флером легкой романтики. Герои романа возникают в воображении автора, будто из дымки воспоминаний, голоса их часто доносятся как из тумана, перемешиваются, перебивают друг друга, напоминая птичий клекот и, наконец, сливаются в стройный хор.

  Александр Васильевич в исполнении Алексея Захарова – забавный юноша, то и дело попадающий в идиотские ситуации. То ли от восторженности, то ли от отсутствия опыта, он всегда оказывается виноват. А ведь просто не хотел никого обидеть – и все. Обе его возлюбленные сходят с ума, заканчивая свою жизнь в клинике для душевнобольных. Обеих он предает как-то случайно, походя, даже не понимая своего предательства.

  Мотив душевной болезни прокручивается автором снова и снова, чтобы изжить ту боль, которая мучает его. Герой всегда не хотел обижать, но «так получилось». Ему явно не хватает твердости характера и свободы. Свободы быть самим собой.

  Спектакль выстроен так, что часто автор и герой перебрасываются словами, словно жонглируют, пока наконец кто-то не «ловит» целую фразу и не проговаривает ее зрителям. Действия тут очень много, часто беспорядочного и шумного, спектакль изобилует репризами и колоритными персонажами.

  Актеры играют азартно и лихо, очень стараясь развеселить зрителя, не дать ему заскучать. И хотя состоит «Аттракцион» не только из аттракционов, в нем есть и лирические нотки, и даже философия, но когда ты выходишь из театра, отчего-то помнится спектакль недолго. И из всей этой круговерти только и помнится, что студенческий задор.

Фотографии Кристины Бабаевой,
специально для «Театрона»

Author

Поделиться: