REMOTE ПЕТЕРБУРГ — ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Анастасия Павлова

Спектакль «Remote Петербург» придумали и воплотили в жизнь БДТ им. Г. Товстоногова и Rimini Protokol. Чтобы посмотреть его, не нужно два часа сидеть темном зале, наблюдая за игрой артистов. Нужно просто выйти на улицу и отправиться в увлекательное путешествие по городу.

  Спектакль начнется в том самый момент, когда администраторы вручат вам наушники и схему, а произойдет это… у входа на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Пятьдесят человек один за другим подходят к небольшой террасе у пруда. Совсем скоро начнется путешествие, а пока они слушают голос, звучащий в наушниках, кто-то сидит на камнях, кто-то бродит по кладбищу среди могил, кто-то прячется в тени. Мужской голос просит немного подождать. Чем дальше ты уходишь от пруда, тем невнятнее становится голос, порой он совсем исчезает. В наушниках – крики ворон, завывания – эдакий мистический антураж, очень подходящий ночному кладбищу, но контрастирующий с жарким днем, пронизанным солнцем.

  Мужской голос сменяется женским. Механический, с легким акцентом. Это Милена. Она будет вашим проводником в Петербурге.

  «Представьте меня. Какие у меня глаза, губы, щеки… Меня нет».

  Пятьдесят человек идут по кладбищу к выходу. По указанию голоса расходятся по кладбищу и выбирают понравившуюся могилу.

  «Представьте, что будет с вами после смерти».

   Первая остановка – за воротами кладбища: из мира мертвых мы выходим в мир живых.

  «Люди, стоящие у ворот, образуют круг». Те, кто хотел быть лишь зрителем, становятся участниками спектакля. Переглядываясь, смущенно улыбаясь, совершенно незнакомые люди образуют круг. Кто-то не хочет стоять как все. Кто-то, наоборот, пытается выровнять растекающийся контур.

  Милена задает темп, Милена заставляет идущих перегонять тех, кто впереди. Голос ее бесстрастен. 15 минут назад они были индивидуальны, каждый сам по себе. А сейчас сбиваются в стаю.

  «Я буду называть вас стаей».

  Мало, кто сохраняет свой темп, никому не хочется остаться в конце и «быть съеденным».

 Вторая остановка – ворота Лавры. Тут мир духовный отделяется от мира телесного.

  Пятьдесят человек синхронно останавливаются, оглядываются, всматриваются в лица людей и продолжают свой путь. Пятьдесят человек, принявшие условия игры и следующие указаниям несуществующей Милены.

  «Вы идете на мост. Разделитесь. Помните, что справа и слева должно быть одинаковое количество людей, чтобы не было перекоса, иначе мост рухнет». И снова остановка. Мы смотрим друг другу в глаза, улыбаемся и двигаемся дальше.

  «Сейчас вы все идете в разном темпе. Я помогу вам идти в ногу». Звучит марш, и ноги сами собой отбивают нужный ритм. С него невозможно сбиться даже когда Милена предлагает это.

  Все больше людей встречается на пути странной группы в наушниках, идущей в ногу, останавливающейся синхронно и также синхронно продолжающей движение. Через дорогу – к стеклянной стене гостиницы «Москва». Остановка. Фото на память.

  В метро начинается второй акт. Если до этого мы только примерялись друг к другу, сейчас из участников мы становимся соучастниками. Почти сектой.

   Пятьдесят человек, стоящих на эскалаторе, синхронно поднимают руку вверх и представляют себя в балетном классе. В вагоне метро они, переглядываясь, синхронно начнут искать свободные места, рассматривать пассажиров, а в какой-то момент дружно наклонятся, чтобы завязать шнурки (ничего, что у кого-то шлепки).

  Теперь у нас на всех есть тайна, мы знаем что-то, чего не знают другие. А те, кто едет в вагоне метро, делают вид, что не замечают наших странных телодвижений. Хотя нет – кто-то улыбается.

  Игра продолжается. Остановка у церкви Святой Екатерины.

  «Приставьте руку к глазам, представьте, что это бинокль. Рассмотрите все внимательно. Повернитесь на 45 градусов, на 90, на 180, на 360. Опустите руки. Продолжайте движение».

  На противоположной стороне — театр. Театр на улице. Это ступени пожарной башни. Мы расселись на них и смотрим спектакль на улице. А спектакль смотрит нас. Мы сейчас кажемся себе зрителями, а актерам на площади кажется, что зрители – они.

  Милена передает бразды правления Карлу.

  Он проведет нас по Апраксину рынку, выведет на небольшую улочку и доведет до театра. Мы поднимемся на стеклянную веранду… и, превратившись в облака, растворимся в небе. Мы исчезнем, чтобы забыть друг о друге и никогда больше не встретиться. Но в течение полутора часов мы были актерами и зрителями, соучастниками, одним целым.

«Remote Петербург» – интересный и полезный опыт познания современного театра и театра вообще. Это странное сочетание четко регламентированного движения, подчинения, отчасти превращения в зомби, которым не надо думать, а надо только выполнять с проявлением свободы. Можешь ли ты не думать о том, что подумают другие. Сможешь ли просто отдаться воле невидимого режиссера и перевоплощаться шаг за шагом. Готов ли ты принять правила игры или просто будешь скептически наблюдать за происходящим, не став одним из нас.

  «Remote Петербург» – это взгляд со стороны на себя, на город и его жителей, на театр. Это параллельная реальность, которую создают люди, совершенно не знакомые друг с другом.

Фотографии с сайта БДТ им. Товстоногова

Author

Поделиться: