УИК-ЭНД В МАЯКОВКЕ

Анастасия Павлова

Дневное время в выходные дни всегда было отдано детским спектаклям — так уж повелось. В театре им.Вл.Маяковского добрую традицию решили осовременить.

Два спектакля, идущие в субботу и воскресение в пространстве театра, можно, конечно, назвать спектаклями для юных зрителей, но они будут не менее, а может и более интересны взрослой аудитории. «Девятьподесять» Саши Денисовой – переосмысление истории театра, а «Записки сумасшедшего» Гоголя – это интересная интерпретация классики.

   Путешествие в историю

  Спектакль «Девятьподесять» ставился специально к юбилею театра. Собственно, он больше похож на веселый капустник, где молодые актеры, режиссеры и драматурги представляют свой взгляд на историю театра. Изначально даже не предполагалось, что он войдет в репертуар, но первые показы дали ему, хочется верить, долгую сценическую жизнь. Основная его заслуга в легкости и иронии, с которой молодежь разбирается с мифами. Начинается он на ступеньках лестницы, где экскурсовод (Роман Фомин) рассказывает пришедшим историю здания. А потом проводит в гардероб, тут-то и разворачивается основное действие.

   Зрители попадают на пресс-конференцию Всеволода Мейерхольда, призывающего к кардинальной ломке старого, поиску новых форм и новых драматургов. Поддерживают авангардного режиссера нарком просвещения Луначарский и заведующий литературной частью театра Алперс. Мейерхольд (Всеволод Макаров) несколько агрессивен, очень эмоционален, Алперс (Юрий Коренев) несколько уравновешивает темперамент режиссера. Пресс-конференция Мейерхольда — почти пародия на многочисленные пресс-конференции в разных театрах по поводу открытия сезона, юбилея или выпуска спектакля. Забавно, когда весь пыл, все возмущение молодого режиссера сводится на нет одним-единственным вопросом: «А с чего начнете свою работу в театре?» – «Островский, Островский».

  В этой «гардеробной драме» – действие небольшого по времени спектакля разворачивается в гардеробе – мы встретимся со всеми, кто создавал Маяковку, в разное время работал в ней и служит сейчас. Помимо Мейерхольда, будет тут и Охлопков (Константин Константинов), настоятельно требующий от актрис быть всегда в форме, вызывающий панику и у молодых, и у маститых актрис.  Алексей Попов (Юрий Коренев), призывающий Марию Бабанову (Юлия Силаева) ехать изучать быт рабочих на Урал.

  Тут и знаменитая «театральная дуэль» двух Гамлетов Охлопкова и Брука, когда Охлопков ставил эксперимент и английский Гамлет – Пол Скоффилд играл с русской Джульеттой – Галиной Анисимовой, а наш Гамлет – Самойлов в паре с Мэри Юр. Пройдутся в этой веселой истории и по Андрею Гончарову, и по нынешнему худруку Миндаугасу Карбаускису. Не обойдется и без звезд Маяковки – Светланы Немоляевой и Игоря Костолевского. Но все это сделано так изящно и смешно, что ни на секунду не возникает мысли о том, что молодежь издевается над прошлым.

Саша Денисова и Никита Кобелев – режиссер спектакля – вместе с актерами собрали и переработали огромный пласт театральной истории, вытащив ее из запасников, добавив к этому свидетельства очевидцев, лишив ее пафоса и пиетета.  И в итоге вышел легкий, добрый, местами, уморительно-смешной спектакль для всех.

 

Испанская мечта

  «Записки сумасшедшего» Туфана Имамутдинова, идущие на Малой сцене – спектакль, во многом, тоже смешной. Только смех в нем сквозь слезы. На узкой черной сцене возведена стена со множеством дверей. Одна дверь – театр, другая – департамент, третья – директорский кабинет… Поприщин  Александра Альбева живет в этой системе дверей и единственной отдущиной является его испанская мечта. Далекая, манящая, загадочная страна, где всегда светит солнце, все люди веселы и жизнь счастлива. Этот Поприщин отнюдь не сумасшедший, просто он живет в ином ритме – поющих гитар и звенящих кастаньет. Этот ритм, все более ускоряющийся, несет мелкого чиновника к его мечте.

  Поприщин у Алябьева – тот же Хлестаков, просто лет на десять старше и более разочарованный. Хлестакову было достаточно жизни в Петербурге и «супа из Парижа», а Поприщин Петербургом уже наелся, отмечтал свое о блестящей карьере и понял, что он тут чужой, никому не нужный. И потому появляется в его голове шальная, безумная мысль об Испании.

  Поразительным образом Испанию он видит повсюду, настолько она поселилась в нем. То его сослуживцы предстанут в образах испанцев, то Сонечка, дочка директора, пройдет гордой Кармен. Но стоит вглядеться – и все это оказывается петербургским мороком.

  Черный Петербург в этом спектакле неумолим к герою, он затягивает его, не дает вздохнуть, и тогда Поприщин выбирает единственно верный путь – уходит в свой мир. И тут же получает весточку – пропал испанский король. Мысль работает быстро, и выводы напрашиваются сами. «Я – испанский король!» – провозглашает Поприщин.

Триумф его, увы, недолог. Санитары (в мыслях Поприщина – сотрудники посольства) забирают его в Испанию. И лечение, поначалу воспринимающееся им как посвящение, становится все более мучительным и болезненным. И вот уже совершенно исчезает Поприщин-мечтатель, и маячит фигурка несчастного чиновника из «Шинели», взывающего неизвесно к кому: «Зачем вы меня мучаете?», «За что вы меня обижаете?..»

Фотографии с сайта театра

Author

Поделиться: