Стремление соединить несоединимое уже стало явлением привычным для современного искусства. Британский хореограф Уэйн Макгрегор вместе со своей труппой Random Dance Company известен, прежде всего, как один из самых ярких экспериментаторов в области танца. В этом могли убедиться и зрители спектакля «Atomos», показанного в Театре Моссовета в рамках фестиваля «Золотая Маска».
Желание открыть новую программу фестиваля «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли» именно этой постановкой вполне можно понять. Ведь не часто при входе в театр зрителям предлагают очки ЗD. Очки публике все же пригодятся во второй половине спектакля, чтобы увидеть огненные всполохи, фрагменты танцев, бегущие ряды зеленых цифр, дымящие трубы и зеленые шары, очень напоминающие нашу Землю из космоса. Однако это лишь дополнительный элемент общего замысла, который лег в основу бессюжетного танца.
Если для спектакля «Scavenger», исполненного в Collezione Maramotti – музей современного искусства в итальянском городке Реджо-Эмилия – хореограф и труппа черпали вдохновение в произведениях современного искусства, то «Atomos» можно назвать особым танцевальным воплощением науки. За 65-минутным спектаклем скрываются подробные научные изыскания Макгрегора: компьютерные модели репетиций, достижения когнитивной науки, консультации с социальным антропологом. Накануне премьеры в Лондоне даже специальную выставку открыли, посвященную «Atomos».
Если и не знать всей предыстории постановки, сразу ощущается геометрически и математически продуманная структура танца. Тела танцовщиков, заключенные в световые квадраты, изгибаются и переплетаются, а поддержки перетекают из одной в другую. Взаимодействия десяти танцовщиков, среди которых есть и мужчины, и женщины, лишены чувственности. Логика построений подавляет любую эмоциональность. Танцовщики выстраиваться в цепочки, замирают на месте, вращаются, разбиваются в пары и тройки. Как атомы объединяются в молекулы, образую между собой связи, так и спектакль наполняется самыми разнообразными «молекулами», чьи гармоничные структуры радуют глаз и заставляют забывать о времени.
Несмотря на плавность и раскованность движений, танец сохраняет строгую ритмичность, а волны, проходящие по телам исполнителей, делают этот ритм пульсирующим, переходящим от пауз к ускорению. Если в спектакле Макгрегора «Chroma», который входил в репертуар Большого театра, переходы между связками движений настолько резки, что создают ощущение тел-механизмов, то в спектакле «Atomos» хореограф с самой первой сцены и до последней выстраивает непрерывную последовательность движений. Финал остается незавершенным, как математическая последовательность, уходящая в бесконечность – три танцовщика в центре сцены под лучами света продолжают свой танец, и только занавес ставит точку в спектакле, окончанием которого может быть лишь многоточие.
Электронная музыка A Winged Victory For the Sullen (дуэт композиторов Дастина О`Хэллорана и Адама Уилци) и постоянные переходы света от красного к зеленому, розовому, синему новых оттенков танцу не добавляют, но удачно дополняют образ научной мысли, выраженной хореографом на языке пластики. Грохот музыки чередуется с мелодичными проигрышами, а приглушенный узкий квадрат света может стать значительно ярче и заполнить собой всю сцену. Игра Макгрегора в «научный» танец дала свои плодотворные результаты. И даже если от науки осталась лишь одна видимость, то ради этой видимости весь эксперимент и затевался.
Фотографии с сайта фестиваля «Золотая маска»