ПУЛЬСАЦИЯ МЫСЛИ

Стремление соединить несоединимое уже стало явлением привычным для современного искусства. Британский хореограф Уэйн Макгрегор вместе со своей труппой Random Dance Company известен, прежде всего, как один из самых ярких экспериментаторов в области танца. В этом могли убедиться и зрители спектакля «Atomos», показанного в Театре Моссовета в рамках фестиваля «Золотая Маска».

  Желание открыть новую программу фестиваля «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли» именно этой постановкой вполне можно понять. Ведь не часто при входе в театр зрителям предлагают очки ЗD. Очки публике все же пригодятся во второй половине спектакля, чтобы увидеть огненные всполохи, фрагменты танцев, бегущие ряды зеленых цифр, дымящие трубы и зеленые шары, очень напоминающие нашу Землю из космоса. Однако это лишь дополнительный элемент общего замысла, который лег в основу бессюжетного танца.

   Если для спектакля «Scavenger», исполненного в Collezione Maramotti – музей современного искусства в итальянском городке Реджо-Эмилия – хореограф и труппа черпали вдохновение в произведениях современного искусства, то «Atomos» можно назвать особым танцевальным воплощением науки. За 65-минутным спектаклем скрываются подробные научные изыскания Макгрегора: компьютерные модели репетиций, достижения когнитивной науки, консультации с социальным антропологом. Накануне премьеры в Лондоне даже специальную выставку открыли, посвященную «Atomos».

   Если и не знать всей предыстории постановки, сразу ощущается геометрически и математически продуманная структура танца. Тела танцовщиков, заключенные в световые квадраты, изгибаются и переплетаются, а поддержки перетекают из одной в другую. Взаимодействия десяти танцовщиков, среди которых есть и мужчины, и женщины, лишены чувственности. Логика построений подавляет любую эмоциональность. Танцовщики выстраиваться в цепочки, замирают на месте, вращаются, разбиваются в пары и тройки. Как атомы объединяются в молекулы, образую между собой связи, так и спектакль наполняется самыми разнообразными «молекулами», чьи гармоничные структуры радуют глаз и заставляют забывать о времени.

  Несмотря на плавность и раскованность движений, танец сохраняет строгую ритмичность, а волны, проходящие по телам исполнителей, делают этот ритм пульсирующим, переходящим от пауз к ускорению. Если в спектакле Макгрегора «Chroma», который входил в репертуар Большого театра, переходы между связками движений настолько резки, что создают ощущение тел-механизмов, то в спектакле «Atomos» хореограф с самой первой сцены и до последней выстраивает непрерывную последовательность движений. Финал остается незавершенным, как математическая последовательность, уходящая в бесконечность – три танцовщика в центре сцены под лучами света продолжают свой танец, и только занавес ставит точку в спектакле, окончанием которого может быть лишь многоточие.

  Электронная музыка A Winged Victory For the Sullen (дуэт композиторов Дастина О`Хэллорана и Адама Уилци) и постоянные переходы света от красного к зеленому, розовому, синему новых оттенков танцу не добавляют, но удачно дополняют образ научной мысли, выраженной хореографом на языке пластики. Грохот музыки чередуется с мелодичными проигрышами, а приглушенный узкий квадрат света может стать значительно ярче и заполнить собой всю сцену. Игра Макгрегора в «научный» танец дала свои плодотворные результаты. И даже если от науки осталась лишь одна видимость, то ради этой видимости весь эксперимент и затевался.

Фотографии с сайта фестиваля «Золотая маска»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: