МАЛЕНЬКИЕ ЖЕЛАНИЯ – БОЛЬШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Александр Чигров

Театр им.М.Булгакова представил публике английскую комедию в двух актах «Заговор по-английски» по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды, или Причины и следствия» в постановке Сергея Алдонина.

  Действие происходит в Великобритании в начале XVIII века во время правления королевы Анны (Елена Морозова). Несмотря на войну с Францией и Испанией, она почти не занимается государственными делами, а вся поглощена любовными переживаниями. Она взбалмошна, наивна как ребенок и, конечно, безумно влюблена.

  На небольшом пространстве сцены, со скромными декорациями, в одной и той же обстановке режиссеру удалось создать спектакль полный юмора – настроение переходит от английского сарказма до искреннего веселья счастливых влюбленных. «Заговор» – спектакль, четко передающий смысл пьесы и тонко подчеркивающий связь с современностью и жизнью сегодняшней. Ведь она ничем, собственно, в чувственном отношении не отличается от жизни в XVIII веке.

  Режиссер развивает сюжет в первом акте, наращивает интригу. Несмотря на частую «разрядку» обстановки юмористическими отступлениями Сергея Алдонина в роли виконта Болингброка, серьезность интриги была сохранена. Ко второму акту зритель подошел «разогретым», готовым увидеть и услышать разгадку тайн о покровительнице главного героя. Но покровительниц оказалось две. С самого начала была властолюбивая, умная и расчетливая герцогиня Мальборо, роль которой великолепно сыграла Ольга Тумайкина, а позже сама королева дала понять, что и она благоволила и старалась приблизить к себе молодого поручика Мешема.  Но сюжет был обострен не только этим. Помимо ожидания, как и во всех пьесах с большой любовью, все ждали, будут ли герои вместе. Роли юной Абигайль и поручика Мешема исполнили Лиза Арзамасова и Филипп Бледный. Неожиданно появился еще один необычный поворот событий, который заставил зрителя понервничать и почти перескочить со страниц книги Эжена Скриба на страницы книг Виктора Гюго. Когда главного героя разоблачили в убийстве, ему грозит смертная казнь. Он готов с честью и достоинством принять эту участь, являясь глубоко положительным и ответственным человеком, он не боится смерти. Но все заканчивается, конечно же, благополучно и герои остаются вместе.

  Теплая, почти камерная атмосфера небольшой сцены Булгаковского Дома создала для зрителя впечатление участия. Думалось, что вот-вот герои заговорят с тобой, попросят о помощи, предложат выйти и указать, кто же виновен, а кто прав в сложных перипетиях и заговорах английского двора. Это чувство поддерживала не только сцена, подходящая музыка и свет, освещавший и часть зала, но главным образом сами актеры. Их интонации, взгляды в зал, жесты в сторону зрителей и проходы по залу – и публике казалось это просьбой принять участие в действии: «Выйди, помоги, поучаствуй», а может и займи место осужденного, не дай умереть герою, а вместе с ним и любви.

  Отдельного внимания заслуживают танцевальные номера, которые были не просто хорошо поставлены и несли в себе роль художественного оформления и поддержки, но и четко отвечали настроению и смыслу происходящего на сцене, еще больше подогревая интерес зрителя.

  Драматизм спектакля чувствовался в осознании его правдивости. В простой и старой правде. В той, которая гласит: есть люди завистливые, есть люди алчные, есть люди беспринципные и просто злые. Но все-таки победить их может честность, искренность, юмор, и конечно, любовь. Не могу сказать насколько это применимо к дню сегодняшнему. Может, стоит и нам так попробовать. Но не будем доходить до наивности королевы Анны в своей доброте, а главное – в оценке своих маленьких желаний, ведь они всегда приводят к большим последствиям.

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра им. Булгакова

Author

Поделиться: