«ПОПЫТКА АЛЬТЕРНАТИВЫ» КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА

Анастасия Павлова

Мода – штука непредсказуемая и странная. Модная тенденция  театральной тусовки – скандал. Скандал способны сделать изо всего:  «Я не согласен! – С кем? – А с обоими не согласен!», – и понеслась машина под гору, ничего не разбирая и все сметая на своем пути…

Затевающие сие неблагородное дело всегда выступают поборниками традиций, защитниками истории и утверждают, что только они знают, как правильно надо любить их театр.

  Вот и Театр на Таганке, вслед за театром им. Станиславского, встал на путь борьбы. Ну, не весь, конечно.

 Началось все с того, что проект по развитию Театра на Таганке, придуманный выпускниками ШТЛ во главе с Ксенией Перетрухиной и Дмитрием Волкостреловым, заинтересовал Департамент культуры. Команду молодых, талантливых режиссеров (Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Андрей Стадников), сценографов (Ксения Перетрухина), театральных критиков (Анна Банасюкевич и Елизавета Спиваковская) делегировали в театр, чтобы они создали свою версию юбилея. Летом их представили труппе, а в начале сентября на пресс-конференции ребята познакомили всех пришедших со своей концепцией. Тогда тоже не обошлось без скандала, инициированного, правда, не актерами театра.

  25 ноября в фойе Театра на Таганке открылась выставка молодой команды «Попытка альтернативы», но еще за сутки до официального открытия под объектами, выставленными для ознакомления, появились надписи, сделанные черным маркером: «Ни одной новой мысли», «Тут я устала вас читать» и, конечно, «Марадеры, вон из театра».

  Опуская вопрос об ошибках, допущенных «героями», замечу, что именно их действия можно квалифицировать как вандализм, в котором они обвиняют Группу юбилейного года.

  «Вандализм – одна из форм деструктивного (разрушительного) девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры».

  Защитников театра и поборников традиций возмутило (и в этом они неоригинальны) посягательство на святыни: из фойе убрали афиши спектаклей, заменив их манифестом «Группы юбилейного года».  

  «Группа юбилейного года», одним из руководителей которой является сценограф и художник Ксения Перетрухина, ломает сложившийся стереотип выставки, предполагающий, как правило, демонстрацию неких объектов: фотографий, костюмов, афиш, наконец. Для Перетрухиной не так важен сам объект, как текст, его сопровождающий – так было на недавно прошедшей персональной выставке художницы «Репетиция Свободы», где каждый из пяти объектов (тоже весьма неординарных и неоднозначных) сопровождался не просто комментарием, а довольно подробным объяснением, почему он выбран.

  В «Попытке альтернативы» организаторы пошли дальше – они просто отказались от какого бы то ни было иллюстративного материала, заменив его словами Ингмара Бергмана, Владимира Татлина, Жана-Люка Годара, а также своими высказываниями.

  Ни в коем случае не претендуя на открытия, молодая команда на уровне текста пытается разобраться с историей вообще и историей Театра на Таганке в частности. Главная идея манифеста – проговорить то, что их тревожит и беспокоит, дать возможность другим увидеть и осознать это.

  «Мы хотим отойти от традиционного подхода к истории, тяготеющего к моноцентричности и посмотреть на историю Театра на Таганке в другом ракурсе – попытаться увидеть ее глазами «маленького», незаметного, не запечатленного в истории человека. Изменить перспективу, укрупнив фигуры «незначительные», а известнейшим уделив роль исторического фона.  Заменить авторитаризм истории – полифонией».

  Не случайно они говорят об этом постоянно – в каждом интервью, на пресс-конференциях и теперь вот – на выставке. То, что проговорено, уже перестает быть проблемой и можно двигаться вперед «к нужному».

 Нужное «Группа юбилейного года» видит в восстановлении утерянных связей с историей. Для них важна не официальная история, существующая в монографиях и воспоминаниях, а то, что всегда остается за кадром. История глазами каждого работника театра, «второстепенного» персонажа, зрителя, перекупщика билетов:

  «Предлагаемая нами смена ракурса видения истории касается предельно актуальной сегодня темы – права на историю не только крупных фигур, но и всех участников исторического процесса. Права на историю и ответственности за историю каждого человека».

 Их выставка-манифест – это попытка альтернативного взгляда не только на жизнь Театра на Таганке, но и на собственную жизнь, свою историю, попытка диалога со временем и людьми.

  Диалог, пусть и в дикой форме, все же состоялся. Правда, я не уверена, что защитники театра услышали своих оппонентов. Да они и не пытались.


Фото Юлии Люстарновой

Author

Поделиться: