В ПОИСКАХ ГЕРОЯ

admin

Фестиваль «Серебряная шпага-2014» станет уже пятым по счету. На этот раз мастера фехтования и студенты покажут свое мастерство на сцене филиала Театра им.Маяковского.

  Побывав на гала-концерте полгода назад, я задумалась: а почему такими привлекательными остаются шпаги, дуэли, турниры и все прочие атрибуты времен славных мушкетеров?

  Задумайтесь: в наш сумбурно-продвинутый век цифровых технологий героем быть не обязательно. Горы мышц а-ля Сталлоне и Шварценеггер не котируются, боевые искусства отходят на задний план, превращаясь в нечто эстетское и не более чем зрелищное. Значение придается не личному умению артиста, а мастерству художника по компьютерной графике и спецэффектам. Что надо делать «герою»? Взять муляж оружия, изобразить пару красивых движений – остальное сделают компьютерщики. Конечно, личное обаяние никто не отменял, и мужественные улыбки или наоборот – юношеский румянец по-прежнему привлекают внимание, но… есть в них что-то ненастоящее. Поэтому в кино я бы не советовала искать героев. Что же остается? Естественно, театр.

  Не будем сокрушаться о том, что цифровые технологии добрались и до театральных подмостков, а обратим внимание на позитивную сторону вопроса. В театре актеру уже не слукавить, как в случае с камерой. В кино можно прибегнуть к помощи дублера, на сцене же никогда. Глаза зрителя не обманешь. Потому в театральных ВУЗах на актерских факультетах сценическое фехтование преподается в обязательном порядке. Не думаю, что каждый выпускник сможет применить свои знания на практике: не все попадут в исторические спектакли и костюмные фильмы, но польза от фехтования будет несомненной. Оно добавляет особую краску пластике, дает возможность овладеть еще одним сценическим языком.

  Чтобы объяснить значимость этого языка, вспомним сцену из третьей части «Матрицы». Нео встречается с Серафом, персонажем, который должен проводить его к Пифии. Детали, впрочем, излишни. Он здоровается, называет себя, и неожиданно извиняется. «За что?» – интересуется Нео. «За это» – и начинается рукопашный бой. В какой-то момент Сераф говорит «Достаточно». Оказывается, он хотел таким образом убедиться, что Нео «свой». «Я бы сказал» – удивляется тот. «Нет, узнать человека можно только в бою» – получает он ответ.

  Потому-то, как мне кажется, и выделилось сценическое фехтование в отдельный фестиваль, и полностью оно заслуживает того, что рассматривается как отдельное театральное искусство. Сцена поединка, кроме того, что добавляет зрелищности действию, еще и помогает зрителю понять образ героя, а актеру, соответственно, его раскрыть. Кроме вышеуказанных достоинств есть еще одно. Сценические поединки, как ничто другое на театре требуют умения чувствовать партнера, работать как минимум в дуэте. На мой взгляд, грамотный педагог сумеет развить подобный навык и перенести его на всю работу актера, а не только на сценическое фехтование.

  Давайте подытожим: красота движений, умение обращаться с оружием, благородство облика (не забывайте, что шпага – признак дворян) – ассоциации исключительно героические и мужественные. Видимо, шпага потому стала атрибутом вневременным, что среди таких персонажей (литературных ли, театральных ли) легче всего найти Героя с большой буквы, романтичного и мужественного одновременно, смелого и сильного, умеющего как нападать, так и защищать.

  Позволю себе шепотом дать совет продюсерам и режиссерам: если вы будете искать для спектакля актера на роль героя, не пренебрегайте фестивалем «Серебряная шпага-2014», посетите и конкурсные дни, и финальный концерт! А зрителям стоит сходить на гала-концерт хотя бы потому, что это будет просто интересно и красиво.

Героя искала Наталья Ионова
Фото гала-концерта 2013
предоставлены пресс-службой
фестиваля «Серебряная шпага»

Author

Поделиться: