ПОТЕРЯННЫЕ ДУШИ

Виктория Негара

В театре «ОКОЛО дома Станиславского» прошел предпремьерный показ спектакля Михаила Палатника «Край света». Премьера состоится в январе 2014. Режиссер попробовал соединить в одном спектакле прозу Бунина и Набокова. Насколько удалось соединить этих авторов?

  Спектакль «Край света» будет интересен тем зрителям, которые имеют вкус к простому в своем оформлении, но оригинальному по содержанию и наполнению театру. Пару слов хочется сказать о театре. Он, кстати, сильно отличается от своих столичных собратьев. В театре «ОКОЛО дома Станиславского» отсутствуют роскошные декорации и привычный занавес, зато присутствует неповторимая, непередаваемая атмосфера. Кажется, что вы зашли в гости к друзьям. Театр камерный, и поскольку актеры разыгрывают действие буквально в нескольких шагах от вас, чувствуется тесный контакт между зрителями и актерами.

  Казалось бы, что может объединять рассказ Бунина «Холодная осень» и набоковский «UltimaThule»? Оба писателя покинули родину с первой волной эмигрантов и прославились за рубежом. Общая постановка по этим историям затронула темы любви, истины, надежды. Любопытно, что само выражением UltimaThule, в представлении древних означало «край земли», а остров Туле – полумифическую островную страну, которую якобы нашел в самой северной части Европы древнегреческий путешественник Пифей. Отсюда и название постановки. Пару слов хочется сказать о театральном пространстве. Художник Виктор Пушкин оформил пространство незатейливо, но обстоятельно: в левом углу стоит белая деревянная лодка в цветах, в правом – стул, по бокам стоят шкафы и сервизы, а прямо перед нами в глубине сцены – подобие террасы.

  Чувство одиночества чувствуется с самого начала театрального действа – когда загадочная девушка в полумраке в исполнении Александры Толстошевой читает о мифах Древней Греции. Она похожа на призрак, такая отстраненная и задумчивая. Всю первую часть спектакля актер Сергей Каплунов играет потерянного и пытающегося найти истину Синеусова, а во второй части превращается в услужливого официанта-француза. Который, кстати, великолепно говорит по-французски! Впрочем, как и главная героиня в постановке по рассказу Бунина Лилия Загорская. Ну и как же не отметить самого загадочного, на мой вгляд, персонажа спектакля «Край света» – Адама Ильича Фальтера в исполнении Константина Желдина! Почти всю постановку он просидел в той самой белой лодке. Она, как мне кажется, символизирует отстраненность героя от всех остальных людей из-за иного мировосприятия и уникального знания, которым он обладает.

  Также хочется отметить видео сопровождение спектакля. Иногда между сценами на мониторе появляются забавные и смешные видео с Чарли Чаплиным. Чаплин ведь очень разносторонний персонаж – он и бродяга, и джентльмен, и мечтатель, но по сути это всегда одинокое существо, мечтающее о любви. И герои рассказов и Бунина, и Набокова в этом с ним очень похожи. А в конце спектакля мы сможем увидеть Чарли Чаплина «вживую». Судя по тому, что именно он выводит актеров на поклон, можно предположить что, это «второе я» режиссера, некий проводник чувств и мыслей между зрителями и актерами.

Спектакль состоит из двух частей, точнее сказать, из двух спектаклей. Но разрозненности не чувствуется. Они выглядят органично и скорее дополняют друг друга, чем противоборствуют.

«Край света» – постановка размеренная и меланхоличная. Там, безусловно, присутствует и человеческая драма, и рефлексия, и попытка найти истину в этом сложном и запутанном мире. Но, какого-то душевного подъема или полета не возникает. Выходишь растерянной, глубоко задумавшейся и запутанной в собственных мыслях. Спектакль наталкивает на вопросы, а не на ответы. А хорошо это или плохо пусть решит лично для себя каждый зритель.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Author

Поделиться: