УЖАС ПОТЕРЬ

admin

В МТЮЗе прошла премьера спектакля «С любимыми не расставайтесь» по одноименной пьесе Александра Володина. Главный режиссер театра Генриетта Яновская уже не раз ставила спектакли по пьесам Володина, но каждый раз в пронзительных текстах этого драматурга обнаруживаются новые смыслы и подтексты.

  Пьесу «С любимыми не расставайтесь» первый раз поставили в 1972 году в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. Прошло уже больше тридцати лет со времен премьеры первой постановки, но, сидя в зрительном зале, кажется, что пьеса написана совсем недавно –так близки и понятны обстоятельства, в которые попадают герои.

 Сразу хочется отметить оригинальное сценическое пространство, созданное благодаря талантливейшему российскому сценографу Сергею Бархину. Как только занавес поднимается, зал буквально ахает! Такого никто не ожидал! Велосипед свисает с потолка, пыльное пианино тоже зависло в воздухе, и вот-вот упадет, неровный пол, имитирующий зеленую траву, медные трубы, красные лестницы с разных сторон, по которым проворно и юрко бегают актеры – именно такой вид наблюдают зрители с самого начала действа.

  Этот хаотичный порядок вещей сбивает с толку, но позднее мы понимаем, что он лишь подчеркивает сумбурность мыслей и чувств героев. Озадаченность, замешательство, смятение сквозит в каждой сцене. Ведь не зря иногда на сцену выходят разные люди с зонтами и ходят без цели, не зная своего пути, спотыкаясь, беспрестанно сталкиваясь друг с другом.

  Начинается спектакль с того, что фотограф делает снимки нескольких молодых девушек. Впоследствии, одна из этих фотографий станет роковой в жизни семьи Лавровых. Но, не будем пока забегать вперед. Первая реплика, которую мы слышим со сцены: «Все с ума посходили» —  слова судьи в исполнении актрисы Виктории Верберг. Эта фраза то и дело по ходу спектакля всплывает в голове. Она будто иллюстрирует всю абсурдность и глупость поведения героев.

  К циничной, на первый взгляд, судье приходят несколько пар с твердым, но, как правило, совершенно необоснованным желанием развестись. У каждого из супругов своя причина решиться на этот поступок. Первыми приходят подавать на развод супруги Лавровы (их играют София Сливина и Евгений Волоцкий). Причины развестись в этом союзе наслаивались одна на другую. Все они беспочвенны, и трагедия-то как раз в том, что молодые люди этого не понимают. Развод в данном случае — не панацея от бед, а самый краткий путь к несчастью.

  Строгая судья задает банальные вопросы, и с сарказмом слушает ответы пылких супругов. Ей не хочется их разводить, она понимает их ошибку, но как будто у нее нет сил противостоять их порывистости,  гордости, желанию доказать друг другу, что уже нет любви в семье, что не нужны они друг другу. Потерпев неудачу в примирения Кати и Мити Лавровых, судья выдает им на руки свидетельство о разводе.

  Через некоторое время мы снова можем наблюдать взаимоотношения Мити и Кати. При каждой встречи они демонстрируют равнодушие по отношению друг к другу, но нет-нет, да и прорвется настоящее чувство, вскрикнет и растворится в притворстве. Недопонимания и обид между Катей и Митей с каждой минутой становится все больше, а любовь не проходит, но героям не удается ее сохранить.

  Этот спектакль помимо потрясающей и сложной игры абсолютно всех без исключения актеров, замечателен еще и тем, что на примере нескольких пар, таких непохожих, колоритных, разношерстных, мы наблюдаем такое событие как развод с разных сторон. И задумываемся о том, что расставание – это не всегда конец истории между мужчиной и женщиной.

  Смотришь на судью, и кажется, что нет у этой женщины веры в любовь. Она не хочет рушить семьи своей подписью, но будто каждый раз с горечью убеждается в неспособности людей сберечь настоящее чувство и пронести сквозь года. Только в конце повествования мы понимаем истинные причины такого чудного поведения. За хрупкими плечами этой еще несломленной, но уже отчаявшейся женщины скрывается трагедия. И все опять из-за гордости. Из-за бессмысленных и пустых комплексов и низкой самооценки перечеркнула в один прекрасный день свою такую уже близкую счастливую судьбу и уборщица Таня. Нежное, наивное, добросердечное и кроткое создание, которое утешает потерявших свою любовь женщин. Скорбь об этой потери не дает им покоя. Они терзаются, изнывают, сходят с ума от горя. И только сейчас, под конец жизни осознают, что это самая главная потеря в их жизни. Но изменить ничего уже нельзя. В конце спектакля открываются окна в стене, оттуда выглядывают люди и зал наполняется эхом хлестких и оглушительных криков несчастных женщин. Этот ужас потерь еще долго не выходит из головы.

 Осталась под впечатлением от увиденного Виктория Негара
Фотографии Елены Лапиной

Author

Поделиться: