БОЖЬИ ИЗБРАННИКИ

admin

Фантазия по рассказам А.П.Чехова и комедии Аристофана «Птицы» «Небесные странники», поставленная в Ленкоме М.Захаровым, – своеобразный эксперимент. В основе истории  чеховская «Попрыгунья»,  в которую органично вплетаются «Хористка» и «Черный монах».

  «Птицы» же становятся неким связующим звеном между чеховскими рассказами. Афинские жители, недовольные жизнью, отправляются к Царю Удоду, чтобы стать птицами. В глубине темной сцены – освещенный треугольник, в котором возникают силуэты афинян. Костюмы их представляют собой причудливое соединение египетских нарядов и одеяний космических пришельцев. Белая туника, расшитая по вороту агатами, парчовые шаровары, на головах – серебристые шапочки с крылом, а глаза скрыты за огромными очками. Эта странная группа молодых людей очень подвижна, шумна, непоседлива – они уже не люди и еще не птицы. Царь Удод (Сергей Дьячковский) скорее презирает их, нежели пытается им помочь. Перенося их во времени, он не оставляет им выбора, наказывая свести с ума человека слабого и наивного. Оказавшись в начале ХХ века, пестрая компания попадает в мир чеховских героев. Возникая сначала во сне главной героини, птицы, обернувшись людьми, входят в ее жизнь.

  Птицы как проводники Дара Божьего, предвестники успеха и счастья, в реальности оказываются посредственными художниками, наперебой расхваливающими Ольгу Ивановну (Александра Захарова) и выясняющими, кто лучше пишет. Они живут по принципу: «Кто хвалит, тот и друг». Кажется, ни на секунду не замолкая, они все время кружат вокруг Ольги Ивановны, не давая ей покоя и возможности понять, кто перед ней на самом деле. Запутать ее, не дать отличить истину от лжи — вот их цель, с которой они успешно справляются.

  Ольга Ивановна Александры Захаровой не похожа на 22-х летнюю женщину, жадную до впечатлений. Она резка, эксцентрична, с режущим слух голосом. У Захаровой она больше напоминает задержавшуюся в юности даму, по-прежнему ищущую возможности попасть в круг избранных. Для нее, в принципе, неважно, насколько талантливы те, кто вокруг. Главное, что она считает их таковыми, прислушивается к каждому слову, восторгается каждым движением, зовет их своими друзьями, потому что они хвалят ее. 

  Пространство, придуманное Алексеем Кондратьевым, похоже на огромную мастерскую, где в беспорядке разбросано огромное количество рам – только вот картин не видно. Пустые, необработанные рамы свисают с потолка,  покачиваются у стен, выглядывают острыми углами из-за кулис, некоторые представляют собой лишь заготовку для рам. Эти рамы, в которые так и не вставили ни одного полотна, похожи на художников. За красивым оформлением – пустота. Ольга Ивановна, однако, не замечает пустоты, для нее рамы – декор. То используя их как лестницу, она, поддерживаемая художниками, легко ступает по ним, то перескакивает через те, что лежат, то раскачивается на них как на качелях…

  Рябовский Виктора Ракова – не молодой красавец, а прожженный, потрепанный жизнью, когда-то известный художник. Он чуть свысока общается с молодежью, снисходителен с Ольгой, его некогда красивое лицо теперь обрюзгло, кривая улыбка не сходит с его губ. Завлекая Ольгу, признаваясь ей в любви, Рябовский лишь произносит давно заученный текст. Любовные признания звучат механически, словно запись, изредка он тяжело вздыхает, или поддает восторга в слова, но, кажется, ему заранее скучно начинать с ней роман. Просто надо же чем-то занять себя на пленере.

  В этой компании явно выделяются Дымов (Александр Балуев) и Чикильдеев (Иван Агапов). Тихий, немного невнятный, неловкий, не вписывающийся в жизнь богемы Дымов Александра Балуева странно смотрится в этом разрезанном углами рам пространстве. Он  больше не от мира сего, чем вся эта творческая элита. Чикильдеев – личность странная. Кажется, он во всем потакает Рябовскому, порой переигрывая, порой забываясь и становясь самим собой. Он так входит в роль неврастеника и предсказателя, что иногда откровенно пугает своими выходками.

  На него тоже оказывают влияние шальные птицы-художники, кричащие о том, какая у него невероятная внешность, а как он похож на всех исторических личностей разом (зависит от того, кем увлечен Рябовский).

  Однако птицы никак не могут подействовать на Дымова, а птичьему царю интересно и его закружить в безумии, довести до такого состояния, когда перепутаются сон и явь, истина и ложь. Так появляется в спектакле Черный монах (Дмитрий Гизбрехт). Невероятная, изломанная пластика этого фантома завораживает. Голос его, кажется, доносится отовсюду. Он стремительно передвигается по сцене, напоминая огромную птицу. И первой жертвой становится Песоцкий (Сергей Степанченко). Добродушный увалень, умница, он вроде и сознает, что это галлюцинация, но упорно продолжает ждать встречи с ним. У них странные отношения – оба иронично относятся друг к другу. И, кажется, оба нуждаются друг в друге. Один – чтобы смутить, заронить зерно сомнения и страха в спокойную душу природного человека, другой – чтобы снова услышать о том, что тревожит, волнует.

  Именно у Песоцких и столкнется Дымов с этим странным существом. И начнет свой путь к смерти, которую выберет для себя сам.

  Шумное веселье первой части сменяется драмой. Главная героиня прозревает, постепенно стряхивая с себя наваждение. Раскрывается во всей красе Рябовский, чья жена, внезапно появляясь в деревне, клянчит у Ольги деньги и драгоценности, в конце концов, раздевая ее совершенно. Жена Рябовского в исполнении Анны Якуниной – дама, которая своего не упустит, она точно знает, как выбивать деньги, чувствуется, что занимается она этим регулярно. Выступая сначала в роли просительницы, она, видя, кто перед ней, мгновенно меняет роль. Только что она плакала, и вот уже требует мифические 900 рублей, которые растратил Рябовский. Она расхаживает по избе, как у себя дома, выхватывая взглядом, чем бы поживиться. Ее резкий, пронзительный голос раздражает, актриса намеренно делает героиню отталкивающей, такую женщину жалеть сложно. Ольга Ивановна теряется от такой наглости, она хочет броситься за защитой к любовнику, но тот демонстративно хлопнул дверью, не желая разбираться в подобной ерунде.

  Прозрение дается Ольге тяжело. Ее начинает мучить близость с Рябовским, постоянное присутствие художников… Обхватив себя руками, она словно защищается от них, потом начиная стряхивать с себя эту бездумную зависимость от людей искусства.

  Черный монах, являющийся и Ольге после смерти Дымова, становится ее избавителем от страданий земных. Она обнимает его, ища защиты у фантома от пустоты и лжи. Выступая проводником в царство смерти, Черный монах является и тем, кто открывает истину запутавшейся и обезумевшей Ольге. Он дает ей забвение и утешение, забирая с собой и возвращая ее Дымову. 

  Небесными странниками оказываются наивные, светлые, смешные люди, познавшие ложь, но прозревшие, пусть даже после смерти, а не «вестники радости» птицы.

В небо смотрела Анастасия Павлова
Фотограф Александр Стернин

Author

Поделиться: