ПРОСТО «БАЛАГАН» КАКОЙ-ТО!

На театральной карте Москвы новое имя. Театр «С.А.Д.» показал зрителям спектакль о вечном, но не о любви…

  Пробираясь через грязь, лужи и таблички, на которых когда-то свежей краской были выведены названия растений, аптекарского огорода МГУ, что на Проспекте Мира, наконец упираешься в другую табличку с не менее диковинным названием «Театр С. А. Д.». На театральной карте Москвы, это новое имя. Играет здесь «содружество артистов драмы». Правда, я увидела в основном тех актеров, которые служат в Театре им. Вахтангова и «Сфере». Сегодня здесь премьера спектакля «Балаган». Ничего общего он не имеет со знаменитым «Балаганчиком» А. Блока и, тем не менее, эта постановка тоже о театре, его магии и тех, кто не представляет себе жизни без сцены.

  Молодой режиссер Гордон Пейдж — Ренат Кадыров — грезит, как и многие представители его профессии, о собственном театре, но денег для осуществления задуманного нет. Есть только старый сарай, в котором когда-то держали коров, небольшой коллектив из проверенных актеров, идея и неистовая вера слегка наивного худрука. Затем прослушивание, где отбирают взбалмошную и эксцентричную Мэри — Елизавета Крамзина — ее самой яркой работой была роль героини, которую насиловали боги, заикающегося Тайлера — Кирилл Рубцов. Ему же режиссер отдаст заглавную роль в спектакле «Дракула». Правда, почему-то Тайлер будет настаивать, что имя кровавого графа следует произносить с ударением на второй слог.

 В каждой труппе есть звезда и здесь это место принадлежит экстравагантному актеру с Бродвея, знающему себе цену, получающему пухлые гонорары только за одну свою улыбку, томно напевающего Пэт Буна и свободно расхаживающего в дорогих лакированных ботинках так будто это домашние тапочки, даже если эти ботинки последние и все это — о славе и Бродвее — неправда. И возникает справедливый вопрос: что забыл он в этом захолустье? Правда, потом последует ответ, что, мол, волшебная магия театра. Создать правильный образ — первое правило настоящего артиста. К сожалению, могу только предположить, что играл эту роль Александр Дубровский, так как программку я не купила (она была слишком дорогой, моя внутренняя жаба зажала 100 рублей), а на сайте, увы, не нашла его фото.

  Еще есть парочка милых старожил, выживших из ума и видевших живого Станиславского. Взбалмошная режиссер Сюзанна в исполнении красавицы Лауры Кеосаян. Кстати, увидеть эту актрису в этой роль было интересно. Всегда неожиданно, когда красивая актриса играет не лирических героинь, а существует на сцене в другом типаже и рисунке. У нее получилась некая городская сумасшедшая, карикатурный собирательный образ современного режиссера. Комедию «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса на репетиции она превращает в полуритуальный акт, где герои перевоплощаются в животных. Это видение режиссера.

  После всех административно-репетиционно-технических дел, во второй части спектакля зрителю покажут, что же получилось на самом деле. И как «заказывали», все ровно наоборот — актеры забывают текст, мизансцены, а граф ДракУл цепляется плащом за что-то в кулисах и никак не может подойти к Люси, которую по забывчивости Ван Хельсинг все время называет Миной, и укусить. В итоге делать это приходится как-то по-другому… Вместо вампиров в окне рядом со зрителями зомби из голливудских страшилок. Словом, спектакль насыщен приколами в духе «сапог отравлен». В театральной среде существует байка. На сцене во время дуэли один герой должен был выстрелить в другого, но бутафор забыл оставить пистолет. Нащупав за кулисами сапог, актер кидает им в партнера. Бедняге – по сюжету нужно умереть от выстрела – ничего не остается кроме как упасть со словами: «Сапог отравлен!». А заканчивается сей «Балаган» красиво и поэтично.

 Актеры разыгрывают «Гамлета». Гордон Пейдж мечтал об этой пьесе, в которой он сыграл заглавную роль. Все слилось воедино. Актриса мечтает сыграть Офелию, актер — Гамлета, режиссер — поставить «Гамлета». Это театральный завет. И на этот раз все серьезно. Труппа не стала разыгрывать сцены из шекспировской трагедии, а разыграла происходящее по ту сторону сцены, которая никогда не будет доступна зрителю (если, конечно, он не актер), но в масштабах Шекспира. Разговоры, переживания за того, кто сейчас на подмостках, опять потеряли голову Йорика… — все это по-шекспировски в сонетах. И напрашивается, конечно, «весь мир – театр. Люди в нем – актеры».

  Следует отдать должное постановщикам: к магии театра в спектакле возвращаются постоянно. Будто актеры сами, не зная на него ответ, ищут его, придумывая разные варианты. Но ответ они и не должны знать. Это уже мое личное мнение. Актер организм живой, тонкий и следует велению своей лицедейской души, а понимать и разбираться, отчего это и почему — не его задача.

Пьеса «Балаган» американского драматурга Чарльза Мори совсем новая и по своей структуре и атмосфере напоминает произведения другого драматурга — англичанина Майкла Фрейна. А особенно его «Шум за сценой», который с успехом идет на сцене Театра им. Моссовета. Уморительный, веселый и качественный, если это слово вообще применимо к данному искусству. Не успеваешь сделать передышку от смеха, как уже накрывает другая волна юмора и так волна за волной до финала. В «Балагане» очень много слов и действия. Он как многослойный пирог — одна картина сменяет другую, порой сбиваясь с ритма. Возможно, если бы актеры тратили чуть меньше времени на оценку события, постановка смотрелась бы динамичнее. Это то – главное качество, которое отличает «Шум за сценой». Кажется, что ты смотришь нескончаемый любимый сериал. К примеру, если подряд осилить несколько серий «Друзей». В какой-то момент понимаешь, что действие топчется на одном месте. От чего смех под конец первой части становится уже привычным делом и зритель не замечает самого течения спектакля.

  Режиссеру спектакля Ирине Пахомовой удалось сделать с одной стороны очень простой и понятный спектакль, а с другой, что бы этот «понятный» спектакль не обернулся скучным, как часто бывает. Несмотря на мелкие недостатки, а скорее вкусовые пристрастия, постановка выглядит очень симпатично. И те, кто пришел сегодня сюда в первый раз, вечер точно не испортили.

Не пожалела и Анна Коваева
Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: