УМ ВСЕГДА В ДУРАКАХ У СЕРДЦА

В Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского в марте вышла премьера неправдоподобной комедии Нила Саймона «Дураки» в постановке Валерия Беляковича.

  Пьесу «Дураки» известного американского писателя и драматурга Нила Саймона, написанную им 32 года назад, поначалу приняли на Бродвее прохладно. Позднее, то ли название ее стало манить режиссеров, то ли в фантастической истории о деревне дураков вдруг уловили явный намек на происходящее в обществе, но пьеса пошла по миру и довольно успешно. В 1987 Валерий Белякович году впервые обратился к этому произведению в созданном им театре «На Юго-западе», и спектакль там шел довольно долго. Кстати, нынешняя постановка «Дураков» в драматическом театре имени К.С. Станиславского не единственная в Москве и в России. Уже год как поставлен спектакль по этой пьесе в Новом Арт Театре на Ленинском проспекте, в апреле выходит премьера в театре Сатиры в постановке Ширвиндта. Эта пьеса идет в Нижневартовске, в Пензенском областном театре драмы им. Луначарского, в мае ее собирается выпустить в театре им. Ульянова города Тары Омской области московский режиссер Андрей Любимов…

  Может быть, что-то происходящее подспудно в разных городах и весях нашего отечества заставляет вновь обращаться к эзопову языку этой пьесы? Ведь в ней все действующие лица говорят о проклятье над их деревенькой, где вот уже 300 лет рождаются одни дураки. Что это – наивность или желание защититься от жестокости мира?! Мол, с дураков и взятки гладки: ничего не видим, ничего не помним, ничего не понимаем.

  Валерий Белякович по юго-западной традиции не только поставил «Дураков» в театре им. Станиславского, но сам придумал сценографию и костюмы. И все в этом спектакле завертелось на огромном круге – косогоре, на котором жители странной деревеньки Куличовка встречаются в минуты опасности или праздников. И воздевают руки в честь графа Юзекевича или одновременно, как по команде, в страхе прячут лица от приезжего учителя, готовые бежать при первых признаках опасности.

  И одеты-то они все по одной, видно, очень давнишней моде, разве что цвет их платьев и штанов слегка различается, но так, чтобы не бросаться в глаза. И все-таки при своих страхах, местных приметах и многовековом проклятии жители деревни по-разному воспринимают свою участь. Одни вечно дрожат от ужаса, другие агрессивны, как героиня Ирины Кореневой Софья Зубрицкая. А третьи, как ее отец доктор Зубрицкий, становятся философами по жизни.

  Деревенский доктор в исполнении Владимира Коренева поразительно мягок и ласков со всеми. И когда к нему приходят на занятия, как сегодня в фитнес-клуб на разминку, он дает своим подопечным не только пример физических упражнений, развивающих тело, но прежде всего, учит их чисто психологической защите от стрессов. Ему в спектакле отданы самые остроумные тексты, которые он преподносит с улыбкой всем, кто к нему пришел размяться. Чего стоят одни только его веселые команды: «Начинаем тяжелые прыжки без надежды на будущее!», «А теперь медленный бег на месте без цели!» или «Переходим к комплексу заболевательных упражнений!»

  А между тем Валерий Белякович все накручивает и накручивает обороты, причем не только, когда на сцене появляются Учитель (Роман Дробот), Доктор, его жена госпожа Зубрицкая (Алефтина Константинова), их дочь Софья и, наконец, граф Юзекевич, ярко и экспрессивно поданный Валерием Афанасьевым. И хотя каждый из них неумолимо двигает действие вперед, режиссеру явно не хватает забавных перипетий пьесы и ее подтекстов. Ему нужно дать в зал мощный выброс энергии, который он осуществляет через быстрые хождения по кругу всех действующих лиц, единые жесты, выкрики героев на грохочущей музыке, порой совершенно заглушающей слова. Возможно, это и дает иллюзию кипучей жизни, но за ней ускользает смысл, творящийся на более тонком психологическом уровне.

  Трудно уловить под коллективные пробежки и хоровые речитативы, что же происходит в душах людей – не только в этой деревне, а со всеми нами и с каждым в отдельности: мы разгадываем кроссворды для маразматиков, потому что ни на что другое не способны или сознательно уходим от решений, неизбежно теряя разум? И не получая ответа на свои вопросы, мы никак не можем вместе с режиссером и актерами воскликнуть: «Эврика!».

  Нет, не беготня и бесконечные крики могут увлечь зрителей спектакля «Дураки», который длится два с лишним часа и – о, ужас! – без антракта. Это в Москве-то, где добраться с одного конца мегаполиса на другой в конце рабочего дня и, не выходя, просидеть в зале без еды, питья и, пардон, туалета, равносильно подвигу. Какое уж тут удовольствие от просмотра и ожидания любимых актеров на поклоны?

  Но есть, есть в этом спектакле то, что может взволновать и запомниться! Это мечта о счастье, которое нужно всем нам! О счастье для своей дочери Софьи мечтает и доктор Зубрицкий. А она мчится по косогору, непримиримая и яростная, как вепрь. И когда впервые видит приезжего учителя, смотрит на него, как партизан на врага. Но едва эти двое молодых людей оказываются рядом, не глядя друг на друга, не слыша того, что говорит каждый, они преображаются: любовь освещает их изнутри. Может быть, именно Любовь и способна изменить что-то в жизни и в людях, победив, наконец, безумство мира и конкретной деревни?

О счастье мечтала Наталья Крыжановская
Фотографии Михаила Гутермана и Сергея Тупталова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: