ВОЗМОЖНО, СЧАСТЬЕ ЖДЕТ ЗА ДВЕРЬЮ

admin

Премьера спектакля «Четвероногая ворона» по рассказам Хармса состоится в МТЮЗе 27 января, однако в театре уже прошли первые открытые прогоны.

  Киргизы и гора тыквенных семечек, «американец» Петя и хорошая девочка Галя, мужик и его сварливая жена. В их жизни есть только неуютный мир железных конструкций и вечное ожидание у дверей закрытого магазина, но это не мешает им ссориться, влюбляться и главное надеяться, что дверь когда-нибудь все же будет для них открыта.

  Абсурдный мир Хармса дисгармоничен, однако из нелепости и бессмыслицы удивительным образом создается ощущение живой реальности, которую не может передать и многостраничный роман. Молодая команда актеров, в этом сезоне пополнившая труппу театра, как нельзя лучше передает это чувство свободы, легкости и какой-то особой поэтической энергии.

  Это не первый дипломный спектакль курса Хейфеца в ГИТИСе, который перенесли в обновленном варианте на сцену МТЮЗа. Как и спектакль Александра Суворова «Лейтенант с острова Инишмор», чья премьера состоялась осенью, «Четвероногая ворона» Павла Артемьева органично вписалась в репертуар театра.

  Спектакль проходит на малой сцене, также как и «Лейтенант…», а пять лет назад в этом пространстве исполняли уже исчезнувшего из репертуара «Роберто Зукко» Камы Гинкаса. Это даже не малая сцена – это закулисье основной, когда для того, чтобы оказаться в зале, зрителям нужно пройти по небольшому узкому коридору. Ряды сидений будут располагаться на самой сцене, а черные кирпичные стены, ржавые решетки и оборудование станут естественной частью декорации.

  Сценография, придуманная художником Полиной Гришиной, проста и лаконична. В центре сцены будет стоять огромная каменная стена, с трещиной, рассекающей ее на две части. В стене находится деревянная дверь с табличкой «Учет», которую в ходе спектакля развернут, но на обратной стороне будет еще менее утешительная надпись: «Закрыто». После чего у главного героя останется только один, «неприличный» с точки зрения Хармса, вопрос: «В Бога веришь?». Но этот вопрос у Мужика (Олег Ребров), так главный герой обозначен в программке, возникает не сразу.

  Первый персонаж, которого мы встречаем на сцене, – Киргиз (Руслан Братов), жизнерадостный, спокойный, щелкает тыквенные семечки. И делает это с таким удовольствием и задором, что даже такой маленький эпизод вызывает улыбку. Но вот появляется Мужик с авоськой: «Давно ждете?». На что киргиз лишь взглядом показывает на гору шелухи. Абсурдная мизансцена, но сделана ярко, с азартом.

  Выстроить из рассказов Хармса цельную историю задача не из легких, но режиссер и актеры с ней вполне справились. Мужик, недовольный жизнью, голодный, злой занимает очередь около двери магазина, в надежде, что «Учет» когда-нибудь завершится. С киргизом у него завязывается разговор на «веселую» тему: «Во всем виноваты киргизы, да?». Мужика раздражает в киргизе все: и голос, и то, как он сидит, и даже, как он дышит. Смешно до абсурда, но как актуально…

  Вот появляется молоденькая девушка Галя (Софья Райзман) со своей авоськой, затем джентльмен – «американец» по имени Петя (Александр Паль), в элегантном костюме, с тростью и также с авоськой. Но «американец» Петя адаптирован к российской жизни, так что его трость удивительным образом трансформируется в табуретку. Несколько минут общего ожидания, и Петя приглашает Галю к себе домой — пить водку. Закуски нет, но это не беда. Вот так они уходят. Мечта о большой, светлой любви может смириться с реальностью лишь после водки, да и то не всегда. Опьяневшая Галя снова вернется к двери, в надежде на лучшее. Вернутся и остальные герои.

  Мужик, рассорившись с киргизами, попытается отдохнуть дома, но и это ему не удастся – дома его ждет Жена (София Сливина). На высокой конструкции, за старой швейной машинкой она строчит бесконечное черное полотно. Ее жизнь не лучше жизни других, разве что новый дворник подарил ей кусок капусты, о чем она не забудет упомянуть своему мужу. Всю свою злобу на мир она с улыбкой будет выговаривать мужу, который попытается сбежать от ее упреков, забравшись по лестнице на высокую кровать, но даже здесь она не оставит его в покое. В отчаянии, как зверь, он вырвет из ее рук кусок капусты и убежит из дома к знакомой двери магазина. Больше нет раздражения ни на киргизов, ни на продавцов, только желание, чтобы дверь поскорее открыли. И вот тогда наступает время «неприличного» вопроса: «В Бога веришь?». Человек одинок, но он не может быть один – такой вот парадокс. И хотя диалог труден, в эту минуту главный герой цепляется не за дверь, а за людей, которые рядом с ней, в надежде в них найти свою спасительную нить. В начале образ Мужика отталкивает, его ухмылки и движения неприятны, осуждение и недоумение вызывает его поведение по отношению к киргизам, но затем его образ меняется, и вот перед нами – хрупкая душа, которая пытается найти правду и свой путь в мире.

  И не важно, что на табличке написано «Закрыто», ведь ее можно сорвать, дверь тоже можно вырвать, но страшнее всего обнаружить за этой дверью бетонную стену. В этот момент мы, также как и Мужик, ощущаем то чувство безысходности, словно нас обманули в самых дорогих сердцу ожиданиях. Однако на этом спектакль не заканчивается: бетонные стены падают, и нашим глазам открывается вид на красный занавес, ковровую дорожку, богато убранный стол, выходят официанты с шампанским… «Что это?», – спрашиваем мы себя. Для хармсовского рая все слишком гламурно, красный цвет тоже не приносит умиротворения, как и звучащая музыка из хора «Набукко». Возможно, это и есть счастье, где жена мило улыбается своему мужу, а Петя галантно держит Галю под руку? Спектакль нам не дает однозначного ответа. Мужик, не задумываясь, с радостью, уйдет в мир изобилия, стены снова поднимутся, а мы продолжим жить дальше в мире, где правдоподобие Хармса становится временами настоящей правдой.

Абсурдное правдоподобие наблюдала Анна Никифорова
Фотографии Елены Лапиной

Author

Поделиться: