Новый художественный руководитель театра им.Ермоловой Олег Меньшиков дает дорогу молодым. Премьера спектакля «Снегурочка. Сцены из захолустья» молодого режиссера Алексея Кузьмина-Тарасова по пьесе Островского подтвердила курс на обновление театра: большая часть актеров, занятых в спектакле, не состоит в постоянной труппе.
Режиссер поместил повествование, прямо скажем не добродушной и не легкой сказки Островского, в относительно современную деревню. Собственно, из этого и вытек жанр спектакля: «Сцены из захолустья». В таком захолустье веками деревенские парни добивались расположения деревенских девушек, которых, конечно, привлекали заезжие горожане. В таком глухом месте главным их оружием для привлечения внимания и до сих пор, наверное, являются мотоцикл и гитара.
Имена и сюжет были сохранены, текст не подвергся изменениям, за исключением его эмоциональной составляющей. Если у Островского слова пьесы трагические, то в спектакле они специально звучали наигранно. Это было довольно интересно, местами забавно. Смотрелась пьеса легко, но не было глубокого переживания за героев, но интерес, все же, она вызывала. Главным образом из-за вышеуказанной интерпретации.
Замкнутая и одинокая Снегурочка (Вероника Иващенко), не знающая любви и просящая ее у своей матери Весны (Елизавета Пащенко) в итоге от нее и ради нее погибает, растаяв на празднике солнца в честь бога Ярило. Непосредственная, простая и честная – так ее можно охарактеризовать. Главным в роли молодой актрисы был переход от существа, не знающего любви, к существу горячо влюбленному. Но Иващенко его достойно показала, он был логичным и само собой разумеющимся.
Героем поистине правдоподобным и современным был Сергей Бадичкин, сыгравший царя веселых берендеев. Он напоминал любого большого начальника – государственного чиновника, которого не столько заботит счастье каждого, сколько благополучие всех вместе. Очень явно и очень реалистично проглядывало в нем присущее некоторым российским управленцам сочувствие народу, подавляемое интересом государства. И о смерти Мизгиря (Рустам Ахмадеев) и Снегурочки он говорит сочувственно, но сурово, понимая безвозвратность и необходимость этого события.
В спектакле, к сожалению, потерялись два главных мужских персонажа – Мизгирь и Лель (Артем Ефимов). В самой сказке Мизгирь плавно переходит из предателя бедной деревенской девушки в самоотверженного влюбленного. В спектакле же он слишком резко становится положительным, это выглядит неоправданным, и появляется ощущение, что он предаст и Снегурочку. Хотя этого и не происходит, все же хорошим героем его не считаешь. А Лель – пастух, бренчащий на гитаре, и в самой сказке так сильно влияющий на действие и происходящее со Снегурочкой, почему-то оказывается полностью в ее власти, становясь безвольным и поддающимся ее действиям.
Спектакль сопровождается песнями в исполнении всех актеров и музыкой группы «Неприкасаемые» Гарика Сукачева. Это придает действию некоторый оттенок столь популярного сейчас жанра мюзикла. Музыка эта стала прекрасным дополнением к спектаклю. А аранжировки в стиле регги и легкого рока точно передавали настроение происходящего. Арии Леля и Весны, профессионально исполненные и очень близкие по духу современной молодежи, были одним из ключевых моментов, которые располагали зрителя к спектаклю.
Декорации художника-постановщика Леонида Шулякова состояли из выстроенного на сцене помоста, затянутого белым материалом с включениями еще какой-то белой фактуры, очень походившей на куски льда. Возможно за счет того, что они были светлые и мобильные (с приходом весны весь этот лед начал сходить с помоста прямо в оркестровую яму) они придали дополнительную креативность действию и опять отнесли к идее обновления театра.
Произведение Островского (довольно жестокое, наполненное глубоким смыслом) предстало в виде легкого и современного романа. Скорее всего режиссер задался целью поставить не пустой спектакль, а с заявкой на раскрытие жизни человеческих душ. Может, все шероховатости можно простить, и с обкаткой спектакль приобретет более ясный и выраженный посыл к зрителю. Пока же он выглядит как интересное и красивое украшение обновляющегося репертуара театра им.Ермоловой, но не как часть фундамента этого обновления.
Обновления почувствовал Александр Чигров
Фотографии предоставлены пресс-службой театра