ПУТЬ НАИБОЛЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

admin

Театрально-цирковая компания «Аквамарин» начала свою деятельность в феврале этого года. А Музыкальный театр «Аквамарин» появился на карте театральной Москвы совсем недавно.

  Премьера первого спектакля (мюзикла «Остров сокровищ» в постановке Юрия Катаева) прошла в конце ноября. Дело молодое, и тем интересное.

  Руководитель театра Нина Чусова больше известна своими драматическими постановками, в жанре мюзикла был один громкий спектакль — постановка «Энни». Видимо, опыт работы над этим мюзиклом и определил выбор материала для работы — было создано оригинальное либретто и музыка по роману Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ». Оба спектакля рассчитаны на школьников, одну из ролей играет ребенок, Но если «Энни» была больше ориентирована на девочек — лирическая история, милая сиротка в качестве главной героини — то «Остров сокровищ», несомненно, история мальчишеская.

  С одной стороны, спектакль для семейного просмотра — хороший кассовый ход, способный дать ощутимую поддержку новому театру. Известный материал тоже сыграет на руку, но в остальном сыграет свою роль множество тонких нюансов, которые могут как продвинуть новое произведение, так и обернуться неудачей.

  Кто не рискует, тот не пьет шампанское. Если это верно, то команда Нины Чусовой должна просто купаться в этом благородном напитке. Эта моя уверенность объясняется несколькими фактами. За основу первого «мюзикального» опыта был взят материал, в котором нет основного манка для зрителей, любящих этот жанр: я говорю о любовной интриге. Это уже довольно рискованно, но добавьте к этому еще и расчет на самую требовательную аудиторию — мюзикл, все-таки для подростков лет десяти-пятнадцати. Здесь уж если не понравится — то не понравится активно. Но дети, которые присутствовали в зале на премьере, были в восторге. Остается надеяться, что подобное зрительское отношение сохранится на протяжении всего существования проекта.

  Одним из несомненных достоинств спектакля являются либретто и стихи. Давно не было (оговорюсь — на моей памяти) в отечественном мюзикле таких чистых запоминающихся текстов. В инсценировке Олега Добрована и стихах Владислава Маленко все сложилось: и романтика моря, и азарт кладоискателей, и юмор, понятный как детям, так и взрослым. Музыка тоже была запоминающейся и красивой. Заглавную арию постановки: дуэт Джима (Лев Аксельрод) и Билли Бонса (Артур Ягубов) «Свобода — синее море» напевал к финалу практически весь зрительный зал. Однако, это не означает, что мы имеем дело с простенькими мелодиями и рифмами. На мой взгляд, композиторы Владислав Маленко и Алексей Миронов основывались, скорее, на советских музыкальных фильмах и опереттах, чем на образцах европейских или бродвейских мюзиклов. Это делает звукоряд особенно внятным для детской аудитории.

  Временами звуком мешало наслаждаться то, что (как в любом премьерном спектакле) музыка перекрывала голоса, но от этого он не становился хуже. Кстати, работа звукорежиссера действительно оставляет желать лучшего. Зрителей временами становилось откровенно жалко — слушать гудение «фонящих» микрофонов то еще удовольствие…

  Также в список рисков стоит занести тот факт, что «Остров сокровищ» был поставлен не на звезд. Кастинг собрал команду добротную, профессиональную, но раскрученных представителей жанра в ней не было. Известным актером здесь был только исполнитель роли Сильвера — Николай Аверюшкин, известный по фильму «Мы из джаза», где играл Жору-барабанщика. Несколько спорный с точки зрения пиара ход на самом деле следует рассматривать как расчет на долгосрочную перспективу, а именно создание постоянной труппы из новых, интересных артистов.

  Наверное, к возможным рискам стоит отнести и то, что спектакль не является чистым мюзиклом. Чтобы стать полноправным представителем жанра, постановке надо сократить драматические куски и добавить массовки (и танцующей, и поющей). Скорее, это музыкальный спектакль. Что дает мне полное право высказаться о качестве актерской игры.

  Несмотря на то, что главой героиней постановок подобного жанра всегда является музыка, работа артиста в мюзикле заключается не только в умении петь. И хотя понятие «синтетический актер» применимо далеко не ко всем участникам музыкальных постановок, драматическая игра почти всегда имеет значение в работе над ролью. В спектаклях детских, или рассчитанных на семейный просмотр, всегда есть соблазн начать не играть, а заигрывать с публикой.

  Или же расслабиться и ограничиться набором примитивных штампов. На премьере «Острова сокровищ» подобного не отмечалось, лишь юмористические сцены чем-то напоминали детские елки. Для меня, как для взрослого зрителя, это являлось некоторым раздражителем, который отключал от цельного восприятия постановки. Но создатели спектакля должны решать сами, мнение какой аудитории им важнее: ведь дети хохотали и радовались.

Романтикой морских приключений
проникалась Наталья Ионова
Фото предоставлены пресс-службой
Музыкального Театра «Аквамарин»

Author

Поделиться: