Кто придумал любовь?… Кто придумал смерть?.. Кто придумал одиночество?.. Трое одиноких людей и несколько печальных кукол закружились в «Вальсе одиноких» на сцене «Школы современной пьесы».
Драматург Семен Злотников нередкий гость на сцене «Школы современной пьесы»: пять пьес автора входят в репертуар театра, который и открылся в 1989г. именно постановкой по его пьесе «Пришел мужчина к женщине». В этот раз, однако, Злотников является не только автором пьесы, но и выступает в качестве режиссера-постановщика. И хотя режиссурой он занимается давно, в «Школе современной пьесы» постановка «Вальс одиноких» стала его режиссерским дебютом.

Сюжет «Вальса одиноких» разворачивается в Нью-Йорке, но для истории любви география не так важна. Словно еще один намек на универсальность этого чувства, в спектакле задействованы два возрастных состава: первый состоит из тех, кому около сорока (Анжелика Волчкова, Александр Овчинников, Алексей Гнилицкий), второй на десяток лет старше (Татьяна Веденеева, Владимир Шульга, Юрий Чернов).

В дорогой, со вкусом убранной квартире живет красивая и богатая женщина. Мэрилин может позволить себе любой каприз, из ее окна открывается прекрасный вид на весь город с бесконечными рядами небоскребов (художник Алексей Трегубов). Но вся эта роскошь не может заполнить пустоту внутри и не помогает справиться с одиночеством. У Мэрилин было четыре мужа, что с ними случилось неизвестно, но с каждым из них ее связывают теплые воспоминания, дорогие сердцу моменты. Эти моменты она хранит, словно в шкатулке, в маленькой карусели, которая в первом действии символично стоит как статуэтка на столе, а во втором действии вырастает до гигантских размеров и занимает все пространство сцены.

«Он будет с востока, у него будут грустные глаза и доброе сердце, на шее, за левым ухом у него будет маленькое родимое пятно». Мэрилин когда-то нагадали, как будет выглядеть ее возлюбленный, и она готова преодолеть все преграды лишь бы найти настоящую любовь. Любить и быть любимой — все, что нужно ей для счастья. И тут судьба преподносит удивительный подарок. Джонатан (Жора), давний приятель Мэрилин, давно уехавший из России, решает помочь своей подруге в поисках идеала. Он приглашает из России своего друга детства Антона, для того чтобы познакомить его с Мэрилин. Интеллигентный, добрый, милый, немного наивный учитель истории и философии сразу покоряет сердце богатой женщины. И она в свою очередь прикладывает все усилия, чтобы понравится ему: череда роскошным платьев, чай на золотом подносе, горячий каравай. Есть правда маленькая трудность – Мэрилин не понимает русского, а Антон, Антуан, как ласково называет его Мэрилин, учил английский только в школе, но как многие учившие его когда-то в школе, знает только несколько общих фраз, да пару простых слов. Переводчиком в этом трудно деле выступает Джонатан, который для ускорения процесса знакомства, переводит их речи весьма вольно, не без доли иронии.

Вся эта ситуация выглядит комично, однако комизм часто проходит на грани трагизма: разочаровавшийся в жизни и любви Антон, живущая мечтами и грезами Мэрилин, бегущий от реальности Джонатан. Они все хотят закрыть глаза на происходящее, отделиться от мира, который где-то там далеко виднеется в окне. В комнате так уютно, и они, сами того не замечая, становятся ее заложниками. Антон, сделав крюк на улице, снова возвращается к порогу квартиры. Джонатан, уставший от проблем с деньгами и разлюбивший свою жену, навещает Мэрилин почти каждый день, даже не задумываясь над мотивами своих визитов. Мэрилин, давно не покидавшая пределов своей квартиры, живущая словно взаперти, не в силах расстаться с этой милой, привычной обстановкой.

Гигантская карусель, на которой разворачивается все второе действие спектакля, лишь усиливает этот эффект замкнутого, безвоздушного пространства, вечное кружение вокруг одной оси. По кругу к карусели подведены куклы — бывшие мужья Мэрилин. С ними Мэрилин общается как с живыми: с кем-то ласково, на кого-то сердится. Несколько фраз и образ прошлой любви воссоздан. Сердце Мэрилин жаждет новой любви, но чувства других во многом ей безразличны. Ведь кукол любить проще, а настоящие люди сложны, их трудно понять. В своих поисках идеала, Мэрилин теряет из виду того, о ком говорилось в предсказании. Только в финале она случайно заметит родимое пятно за левым ухом у Джонатана. Он любит ее, но Мэрилин любит свою мечту. Антон, Джонатан… они все кружатся в вальсе, однако это вальс, в котором нет пар, а есть только одинокие путники. Маленькая кукла — копия Джонатана, остается на память качаться на крючке карусели. Но вечный вальс снова втягивает героев в танец. Финал остается открытым, мы не знаем, что будет с нашими героями, кого выберет Мэрилин, что случится с Джонатаном, и возможен ли конец у танца, который вечно идет по кругу.

Вальс наблюдала Анна Никифорова
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра «Школа современной пьесы»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: