КАПКАН ИЗ ШИНЕЛИ

admin

Два испуганных человечка, странной и немного неопрятной наружности, рассказывают печальную историю призрака, который однажды попал в их капкан. Призраком же оказался вечный титулярный советник, Акакий Акакиевич Башмачкин.

  Театр Кредо (CREDO) – уникальное явление не только в болгарской театральной культуре, но и в мировой. За двадцать лет своего существования театр успел объездить почти весь мир, был отмечен множеством почетных наград и получил признание крупнейших деятелей мирового театра. Основу этого театра составляют всего два актера – Нина Димитрова и Васил Василев-Зуек, выпускники Национальной академии искусства театра и кино (Болгария, София). Они являются и режиссерами, и художниками, и исполнителями. Помимо драматического искусства, в их спектакли органично вплетаются элементы кукольного театра, клоунады, приемы комедии дель арте. Здесь нет четких жанровых границ, но это позволяет создавать уникальный и необычайно изобретательный театральный мир, в котором каждая деталь начинает жить своей собственной жизнью.

  История гоголевской «Шинели» началась еще двадцать лет назад. С первых же дней спектакль вызвал интерес и заслужил признание. Характерной особенностью его исполнения является то, что актеры играют спектакль на языке той страны, в которой выступают. Таким образом, «Шинель» была сыграна на 9 языках: болгарском, английском, французском, немецком, испанском, русском, японском, греческом, сербском. Однако, как признаются сами артисты, приятнее всего играть «Шинель» перед русской публикой, на языке оригинала.

  В первые минуты спектакля трудно понять, что происходит на сцене. Вот два человека сидят в клетке для подсудимых, сложенной из палок и деревянных каркасов. Потом мы узнаем, что перед нами двое петербургских собачников, занимающихся отловом бродячих псов. Персонажи выглядят трогательно, нелепо и гротескно. Но более всего удивляет их история о том, как им удалось поймать в один из своих капканов, которые они расставили по всему городу, настоящего призрака. Призрак Акакия Акакиевича сделан в виде самой простой куклы-картошки, как сами актеры называют ее между собой: кусок поролона, обмотанный тряпками, для головы. У куклы одно лицо, нет мимики, однако в умелых руках «картошка» начинает дышать и страдать, превращаясь постепенно в яркий символ людей, словно от рождения загнанных в свои безразмерные шинели. Деревянные каркасы трансформируются в шинель, которая и является основным капканом на пути Акакия Акакиевича. Можно сказать, что шинель всего лишь одежда, но в ней проходит вся жизнь человека. Она становится для него настоящей тюрьмой.

  Но не о тюрьмах хотят говорить авторы спектакля. Основная их тема – это свобода. Свобода от шинелей, от капканов, от всех тех преград, которые мы сами создаем на своем пути. Потеря шинели трудна для человека, ведь он так привык к ней. Однако это необходимый шаг на пути к освобождению. Поэтому срывание шинелей превращается в сцену, которую следовало бы назвать гимном свободы.

  С одной стороны перед нами абсолютно нелогичная история про собачников, шинели, призраков, капканы… С другой же, если вспомнить метафорический язык Гоголя, подключить свое воображение, и попытаться освободиться от своей шинели, мы сможем новыми глазами взглянуть на старый сюжет и увидеть в нем те глубины, о которых ранее и не подозревали.

Освобождение от шинели

поняла Анна Никифорова

Фото предоставлены

пресс-службой фестиваля

Author

Поделиться: