РЕКВИЕМ ПО СТАЛИНГРАДУ КАК ГИМН ЖИЗНИ

Анастасия Павлова

Показ знаменитого спектакля «Сталинград» Театра марионеток Резо Габриадзе состоялся на сцене московской «Студии театрального искусства» в рамках большого гастрольного тура тбилисского театра.

  Этот спектакль неоднократно был показан на гастролях в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австрии и, конечно, в России. И никого искренняя, необычайно пронзительная постановка не оставляла равнодушным. «Далекие картинки из детства, вдовы в черном, калеки и инвалиды, которых я повсюду видел в своем родном Кутаиси, слезы и горе моей бабушки. Все эти образы мучили меня, пока я не написал эту пьесу», – говорит Габриадзе.

  О самом сложном возможно говорить только самыми простыми словами, но они оказываются глубже всех других. Как рассказать о войне, о битве, которая унесла жизни многих людей? Только через любовь, отвагу, дружбу, веру и красоту! Спектакль получился светлым и жизнеутверждающим, и это несмотря на то, что все его главные персонажи погибают, часто нелепо и неожиданно, как например муравьишка под сапогом солдата. В спектакле нет четкой сюжетной линии, истории как эскизы-зарисовки переходят одна в другую, словно книга жизни с шелестом перелистывает свои страницы, без осуждения, без высоких слов. И каждая деталь выглядит настолько гармонично и продуманно, что мы, сами того не замечая, погружаемся в особый, таинственный мир, где все возможно и одинаково реально.

  «В кукольном театре – я абсолютно в этом уверен – должен быть всего один автор. Он – кукольник. Невозможно работать с куклами, которых сделал другой человек, с текстом, который написал для них другой драматург. Когда пишешь для кукол – это не пьеса в строгом смысле, а скорее партитура будущего спектакля. Все надо учесть», – в этих словах, сказанных в одном из интервью, заключается суть творчества Резо Габриадзе. Человек-эпоха, сценарист фильмов Георгия Данелия, фразы из которых навсегда вошли в наше подсознание. «Ку! «, «Ларису Ивановну хочу! «, «Можно я пешком постою?»… Помимо сюжетов и реплик «Мимино» и «Кин-дза-дза» за его плечами еще несколько десятков работ в кино – и как режиссера, и как сценариста, множество картин, рисунков и скульптур (в том числе любимый туристами Чижик-Пыжик на питерской Фонтанке). Но главным делом жизни Резо Габриадзе, возможно, стал созданный им в 1981 году Театр марионеток.

  За 30 лет он выпустил всего шесть спектаклей (среди них «Альфред и Виолетта» по Дюма и Верди, «Дочь императора Трапезунда» на основе рыцарских романов и полностью авторская «Осень моей весны»), но каждый из них объездил полмира, побывав на фестивалях в Авиньоне и Эдинбурге, США, Канаде, а также по всей Европе. Были у Габриадзе спектакли, поставленные и за пределами родного театра, в том числе в Швейцарии с участием величайшего Питера Брука и в Америке с Михаилом Барышниковым.

  Перед началом гастролей театра в Москве в ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Резо Габриадзе. Живопись, графика, скульптура». Всего около ста произведений из разных циклов и несколько кукол из спектаклей, и они тоже позволяют понять, сколь многогранным талантом обладает их создатель.

  Идея «Реквиема по Сталинграду», как сам автор называет свое творение, зародилась после чтения воспоминаний английского корреспондента, который писал о тысячах лошадей, погибших при советской атаке. Но это спектакль не о войне, это спектакль о любви и жизни, которые сильнее смерти. Поднимается из пыли и песка голова неизвестного солдата, уснувшего, как на подушке, на порванном красном знамени, со звездой в руке… Бежит зеленый вагон поезда мимо кривых столбов линий электропередач, разъездов, покосившихся домиков, унося с собой новобранцев… Но среди этих военных образов мы видим трогательные истории персонажей спектакля, которые дают яркое представление о масштабах трагедии. Ломовой конь Алеша, влюбленный в артистку цирка лошадку Наташу, на своих глазах под пулями теряет свою возлюбленную, паренек, вернувшись в свой городок, узнает, что его невеста, не дождавшись его возвращения, выходит замуж за другого. Одной из самых грустных выглядит история мамы-муравьихи с болтающимися-трепещущимися усиками, оплакивающую свою дочку: «Господи, кто ходит по миру тише нас, муравьев?! Почему счет ведут пушкам, танкам, но не считают, сколько погибло муравьев, букашек, мошек?»

  Однажды Резо Габриадзе сказал: «Пожалуйста, чаще смотрите вокруг! Красота, что нас окружает, такая хрупкая!». Каждая жизнь бесценна и невосполнима, и хотя спектакль посвящен памяти Сталинградской битвы, эти битвы часто происходят и в мирное время, если мы перестаем замечать и любить окружающий нас мир.

Красоту жизни ощущала Анна Никифорова
Фотографии с сайта театра

Author

Поделиться: