Театр.doc решил поставить «Свидетельский спектакль» о Pussy Riot. Концепция вырисовывается такая: девочки выразили протест, а зовется это все политическим искусством.
__________
«И лишь немногие будут догадываться и понимать… »
А. Даллес.
«Размышления о реализации американской
послевоенной доктрины против СССР «, 1945 г.
В понедельник Театр.doc пригласил к себе адвокатов группы Pussy Riot, мужа Надежды Толоконниковой – Петра Верзилова и двух журналистов «Новой газеты». Все они очевидцы судебного процесса, который происходил в Хамовническом суде.
Девушкам дали два года тюремного заключения за панк-молебен, который они совершили в Храме Христа Спасителя. Михаил Угаров и режиссер Варвара Фаэр решили поставить этот «спектакль» (их слова) в рамках проекта «Свидетельский театр».
Пьеса еще не написана, поэтому решено было определиться хотя бы с персонажами. Зрители выкрикивали с места героев, а режиссеры записывали их мелом на стене. Помимо судьи Сыровой и самих участниц группы в список действующих лиц попал и ротвейлер, которого на глазах у голодных девушек кормила печеньем Сырова; и его же стошнило прямо в зале суда. Но в итоге, вечер превратился в рассказ сторонников Pussy Riot, а значит, постановка рискует получиться необъективной, но…
В зале собрались режиссеры, критики и неравнодушная к «жертвам» политической войны молодежь. С самого начала стало ясно, что дискуссии никакой не будет, да и задавать какие-либо провокационные вопросы в такой публике все равно, что добровольно отдать себя на растерзание. Хотя Глебу Ситковскому это не помешало. Он, пожалуй, единственный, исключая меня, кто не был солидарен с присутствующими. И когда в финале встречи Угаров спросил его, какую бы рецензию критик написал на спектакль в Хамовническом суде, Ситковский ответил вопросом: «На какой именно? Который устроили девочки или власти?». Дословно не берусь цитировать, но мне отчетливо врезалась первая фраза. Повисла неудобная тишина. И действительно, как это так? «Невинные девицы, мученицы госсистемы, это просто ссыльные ГУЛАГа прямо-таки, как они могут обманывать и ерничать. Они настоящие жертвы».
Адвокаты дали психологический портрет каждой из подсудимых. Надя – закрытая и меланхоличная, Маша – романтик и поэтесса, а Катя – философ с улыбкой Мона Лизы. От всей этой слащаво-приторной какофонии в зале становилось душно и неприятно. Дошли до того, что один из адвокатов Pussy Riot назвал судью Сырову «конченой дурой» и, как в зените коммунистических времен, в зале раздались оглушительные аплодисменты. Кто-то выкрикнул, что не надо искать в людоеде человека, далее стали обсуждать ее платье в горошек, отсутствие у судьи вкуса… и вообще она монстр какой-то, исчадье ада. Кстати, именно ее в новом спектакле рвутся сыграть Евдокия Германова и Татьяна Догилева, но актрисы на встречу не пришли. Мы довольствовались видеозаписью с Догилевой.
Говорили много и все около. О самом поступке Pussy Riot молчали, как будто его и не было. Это не обсуждалось. Девочки, как пояснил Верзилов, выразили протест, а зовется это все политическим искусством. Чего вы еще хотите? Художника обидеть может каждый, пострадали за правду. Спустя два часа упоений, явились православные активисты. Вот их как раз и не хватало. Я говорю это без иронии, потому что именно главные вопросы «Почему?» и «Зачем?» до их появления не были произнесены. (Хотя отчасти понятно, почему и зачем). Ребят явно подослали, они призывали всех присутствующих покаяться, сходить в церковь и размахивали самодельными крестами. Честно говоря, я себя ощущала вампиром каким-то. Не хватало чеснока, святой воды и осинового кола в зад. За их спиной стоят совсем другие режиссеры, но теперь в зале хотя бы стало действительно интересно. Их было всего двое, один из них уже успел прославиться в рунете видеозаписью, где срывает с прохожего футболку с Pussy Riot. Вели себя борцы за веру довольно тихо, потасовок не устраивали («костюм» православного обязывал, наверное), разве что вклинивались в разговор время от времени. Бедный Григорий Заславский тщетно пытался заставить замолчать новых гостей, он раз десять беспомощно произнес «Помолчите, пожалуйста». Зрители шипели, озирались и чесали кулаки, но в мозгах стучало: «Мы же цивилизованные люди». Откуда ни возьмись, появились «левые» операторы, cтало шумно и… весело! За сим, начали расходиться, но перед этим молодой человек интеллигентного вида прорвался на сцену, встал на стул и призвал всех еще раз покаяться и помолиться. Ничего не напоминает? А по мне, так все понятно. План Даллеса, хоть и не существует, но работает.
Из всего этого цирка я вынесла только одно: насколько люди ненавидят власть, нынешнюю государственную систему, «путенщину» если хотите, что готовы закрыть глаза и оправдать самое низкое и страшное преступление, кощунственное и безбожное. (В данном случае я не о Pussy Riot). Вдумайтесь в это. В СМИ, в интернете публикуются мнения известных людей, которые высказываются «за» Pussy Riot. Настроение в обществе такое, что люди готовы простить даже маньяка, лишь бы насолить государству. И сейчас в лице ситуации с Pussy Riot они получили зеленый свет для любимой темы – «как плохо всем нам живется в России». Поймите меня правильно, я не за нынешний режим, я не за РПЦ, хотя и крещеная, но не воцерковленная. Я так же считаю неправильным приговор участницам группы, но молчать о самом поступке также неверно, какие бы причины у него ни были. Ведь не попросили же девушки прощения у верующих, которые находились в данный момент в храме… Самое страшное, что этот скверный поступок оправдывают умные, интеллигентные люди. Читайте Даллеса, он оказался прав, увы.
Политическое искусство оценивала Анна Коваева
Фотография автора
P.S. На фото себя могут узнать: Михаил Угаров, Петр Верзилов, адвокат Виолетта Волкова, режиссер Марина Разбежкина, критики Григорий Заславский и Марина Райкина, а также безымянные герои вечера: православные активисты и ничьи журналисты