Когда вижу на афише слово «антреприза» возникает ощущение чего-то быстро сделанного, с узнаваемыми артистами и не очень хорошего качества.
Незамысловатые декорации, недорогие костюмы и так далее… Но в Театре на Малой Бронной смогли изменить мое отношение к этому понятию. На самом деле, сам Театр на Малой Бронной – в основном площадка для постановки Павла Сафонова «Тартюф». Да, спектакль идет на этой сцене, да, он не просто гость, а включен в репертуар, но если вы будете искать портреты артистов, занятых в постановке в фойе театра, то найдете от силы четырех человек. Исполнители главных ролей – приглашенные и признанные звезды. Потому и подпадает этот спектакль под категорию антрепризы.
Возможно, причиной возникновения этого спектакля стала необходимость поправить финансовое положение театра. Если честно, то другое просто в голову не приходит, когда в программе читаешь «Виктор Сухоруков, Александр Самойленко, Ольга Ломоносова, Агриппина Стеклова». До комплекта добавьте сюда еще Екатерину Дубакину, которая прославилась давно и всерьез после роли старшей дочери продюсера Шаталина в сериале «Моя прекрасная няня». На этих актеров зритель пойдет. Он пошел даже в том случае, если бы значилось только имя Виктора Ивановича Сухорукова – Мастера и любимца и зрителей кино и театра.
И можно было бы относиться ко всей затее именно как к качественному коммерческому предприятию, если бы не выбор пьесы. «Тартюф» Мольера. Сюжет знакомый и знаменитый (впрочем, как и исполнители главных ролей). Комедия с моралью, смех и драма – коктейль более чем завлекательный. Вызывает уважение тот факт, что создатели спектакля не остановили свой выбор на чем-то легком и безыдейном. Роль интригана и притворщика Тартюфа режиссер отдал Виктору Сухорукову, которому всегда удаются образы неоднозначные, отрицательные, характерные. В этом распределении – половина успеха. А какова оказалась мораль этого спектакля?
Вроде бы она должна быть той же, что и всегда – ложный святоша наказан, правда очевидна, но неожиданно иначе расставленные акценты выводят на первый план Оргона – героя Александра Самойленко. Об Отелло говорили «Он не ревнив, он доверчив». Перефразируя эту фразу можно сказать «Оргон не глуп, он доверчив». Но не только в этом доверии кроется причина его отношения к Тартюфу – отношения, взбесившего всю семью, и почти лишившего его состояния и репутации. Почему так бездумно и слепо он ступает во все силки и капканы, расставленные талантливым святошей? Оргону в этом спектакле не хватает смысла жизни. Он одинок в своем богатом, полном доме. Кто вокруг? Холодная красавица жена, слепые котята дети, диктаторша-мать, нагловатая служанка и безвольный шурин.
Тартюф, угадавший внутреннюю пустоту Оргона, старается ее заполнить всеми способами – стать добрым братом, нижайшим слугой, благодарным нищим, получившим приют. Вся его первичная игра имеет одну цель – дать понять Оргону, что он – великий, мудрый, уважаемый и почитаемый. И получается, что в появлении Тартюфа в доме виноваты все домашние, которые допустили одиночество хозяина дома. Тема спектакля, таким образом, меняется – от ложной святости она переходит в поле семейных взаимоотношений. Герой Сухорукова становится катализатором всех внутренних противоречий, которые были скрыты до поры.
Сухоруков и Самойленко, даже не находясь в пространстве одной мизансцены, играют дуэт. Однако это не означает, что остальные герои на втором плане – структура мольеровского текста (кстати, оставленного практически без изменений) позволяет любому герою высказаться в монологе, а, значит, любому актеру показать себя. Получается это не у всех исполнителей одинаково хорошо, некоторые откровенно лидируют. Например, Агриппина Стеклова, играющая служанку Дорину, которая являет публике самый яркий и запоминающийся образ спектакля.
В общем и целом «Тартюф» на Малой Бронной можно рекомендовать к семейному просмотру. И даже не смотря на сцену соблазнения Тартюфом Эльмиры. Сцена построена скорее с юмором, нежели с эротизмом. Хотя, без появления героев в нижнем белье все-таки не обошлось.
Кроме всего прочего спектакль показывает, что киноактеры умеют быть и актерами театральными. Чем, несомненно, заслужат еще большую любовь и узнавание зрителей.
Театр посетила Марина Белова
Фотографии предоставлены Театром на Малой Бронной