ИГРЫ СО ВСЕЛЕННОЙ

Авторский театр Юрия Погребничко обладает всеми чертами самобытного коллектива.

  Собственная актерская школа, основанная больше на традициях йоги, нежели на системе Станиславского, не похожее ни на одно театральное здание – после пожара на основной сцене театра спектакли идут в помещении, которое раньше занимали конюшни Станиславских. Малая сцена так и называется La stalla («конюшня» лат.). Ко всему прочему, театральный язык «ОКОЛО» временами требует если не перевода, то изучения и вникания, временных затрат на настройку себя на особое чувствование, на которое у публики просто нет времени. Но такие – бегущие и невнимательные – зрители Погребничко неинтересны.

  Материал режиссер не только подбирает под себя, но и придает известным произведениям неожиданную нотку ностальгии по прошлому. Не по абстрактному «раньше трава была зеленее», а по всему, что было в СССР. Есть у Юрия Николаевича такая слабость, особенность, любовь, странность – нужное подчеркнуть. И тут возникала загвоздка – постоянно ставить Вампилова, Володина, Розова невозможно да и непрактично. Вот и создавалась годами драматургия ОКОЛО, обнаруживая ностальгические мотивы в пьесах Чехова, «Трех мушкетерах», романсах и похождениях Алисы и Винни Пуха. Возможно, так бы продолжалось и дальше, если бы не Татьяна Орлова, написавшая и приславшая в театр автобиографическую пьесу, созданную ею двадцать лет назад. Думаю, что автор не до конца осознавала, что высылает произведение, идеальное для театра ОКОЛО. Главная героиня с сумасшедшинкой, с лечением в специализированной клинике вспоминает собственное детство и юность, которые, естественно, прошли в СССР. 

  Этот монолог-воспоминание Юрий Погребничко доверил заслуженной артистке Лилии Загорской, в который раз создавая вместе с ней образ чудаковатой, неловкой, но очень милой женщины. Возможно, эта роль и стала бы в один ряд с Мартовским зайцем, Галей из «Лестничной клетки», Марьей Васильевной из «Дяди Вани» и прочими Пятачками, если бы не особая, надрывная искренность и узнаваемость всего, о чем рассказывает героиня спектакля, которую в программе называют просто – Женщина. И острое понимание того, что рассказывает она и о тебе тоже, потому что – хочешь, не хочешь – современница… 

  Все будет намешано в этом ностальгическом потоке мысли: и ковры, которые везли из ГДР, и плацкартные вагоны, и марлевая юбка не то снежинки, не то Снегурочки, и шерстяные рейтузы, и пионерские галстуки. Да много ли чего можно вспомнить, особенно, если ты с диагнозом «шизофрения» и можешь творить все, что вздумается! Но до буйного безумия не дойдет. Улыбка героини не допустит этого, а камерность зала La stalla добавляет лиризма и мягкости всему действию. Фоном звучит песня Градского «Вспомнилось, что жил», идут кадры знаменитых и любимых фильмов, черно-белые хроники. 

  Перед зрителем является не просто женская судьба, но срез времени. Того времени, когда можно было рассказывать обо всем происходящем только находясь (или выйдя) из сумасшедшего дома. Вспоминаются вещи и грустные, и веселые, и смешные даже, и глубоко личные, и остро социальные… Где одно становится другим — незаметно, как во всякой жизни. Пересказывать сюжет этого спектакля – дело довольно неблагодарное, так как либо надо упоминать и цитировать все, а это в любом случае неправильно, либо придется говорить о мимолетных ощущениях, которые настолько неуловимы, что описанию просто не подлежат. 

  Не знаю, продолжит ли свою драматургическую деятельность Татьяна Орлова. В любом случае, это было бы прекрасно (именно так, и не иначе!) и для автора, и для Театра ОКОЛО. Продолжились бы те самые «игры со вселенной», о которых говорит героиня. Только Женщина считает, что играет в то, что «мы неординарны», а вот Юрий Погребничко, кажется, играет в то, что ординарен, привычен, обычен. Но ни зрителей, не вселенную он уже не обманет. 

Детство вспоминала Марина Белова
Фотографии предоставлено Театром ОКОЛО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: