Авторский театр Юрия Погребничко обладает всеми чертами самобытного коллектива.
Собственная актерская школа, основанная больше на традициях йоги, нежели на системе Станиславского, не похожее ни на одно театральное здание – после пожара на основной сцене театра спектакли идут в помещении, которое раньше занимали конюшни Станиславских. Малая сцена так и называется La stalla («конюшня» лат.). Ко всему прочему, театральный язык «ОКОЛО» временами требует если не перевода, то изучения и вникания, временных затрат на настройку себя на особое чувствование, на которое у публики просто нет времени. Но такие – бегущие и невнимательные – зрители Погребничко неинтересны.
Материал режиссер не только подбирает под себя, но и придает известным произведениям неожиданную нотку ностальгии по прошлому. Не по абстрактному «раньше трава была зеленее», а по всему, что было в СССР. Есть у Юрия Николаевича такая слабость, особенность, любовь, странность – нужное подчеркнуть. И тут возникала загвоздка – постоянно ставить Вампилова, Володина, Розова невозможно да и непрактично. Вот и создавалась годами драматургия ОКОЛО, обнаруживая ностальгические мотивы в пьесах Чехова, «Трех мушкетерах», романсах и похождениях Алисы и Винни Пуха. Возможно, так бы продолжалось и дальше, если бы не Татьяна Орлова, написавшая и приславшая в театр автобиографическую пьесу, созданную ею двадцать лет назад. Думаю, что автор не до конца осознавала, что высылает произведение, идеальное для театра ОКОЛО. Главная героиня с сумасшедшинкой, с лечением в специализированной клинике вспоминает собственное детство и юность, которые, естественно, прошли в СССР.
Этот монолог-воспоминание Юрий Погребничко доверил заслуженной артистке Лилии Загорской, в который раз создавая вместе с ней образ чудаковатой, неловкой, но очень милой женщины. Возможно, эта роль и стала бы в один ряд с Мартовским зайцем, Галей из «Лестничной клетки», Марьей Васильевной из «Дяди Вани» и прочими Пятачками, если бы не особая, надрывная искренность и узнаваемость всего, о чем рассказывает героиня спектакля, которую в программе называют просто – Женщина. И острое понимание того, что рассказывает она и о тебе тоже, потому что – хочешь, не хочешь – современница…
Все будет намешано в этом ностальгическом потоке мысли: и ковры, которые везли из ГДР, и плацкартные вагоны, и марлевая юбка не то снежинки, не то Снегурочки, и шерстяные рейтузы, и пионерские галстуки. Да много ли чего можно вспомнить, особенно, если ты с диагнозом «шизофрения» и можешь творить все, что вздумается! Но до буйного безумия не дойдет. Улыбка героини не допустит этого, а камерность зала La stalla добавляет лиризма и мягкости всему действию. Фоном звучит песня Градского «Вспомнилось, что жил», идут кадры знаменитых и любимых фильмов, черно-белые хроники.
Перед зрителем является не просто женская судьба, но срез времени. Того времени, когда можно было рассказывать обо всем происходящем только находясь (или выйдя) из сумасшедшего дома. Вспоминаются вещи и грустные, и веселые, и смешные даже, и глубоко личные, и остро социальные… Где одно становится другим — незаметно, как во всякой жизни. Пересказывать сюжет этого спектакля – дело довольно неблагодарное, так как либо надо упоминать и цитировать все, а это в любом случае неправильно, либо придется говорить о мимолетных ощущениях, которые настолько неуловимы, что описанию просто не подлежат.
Не знаю, продолжит ли свою драматургическую деятельность Татьяна Орлова. В любом случае, это было бы прекрасно (именно так, и не иначе!) и для автора, и для Театра ОКОЛО. Продолжились бы те самые «игры со вселенной», о которых говорит героиня. Только Женщина считает, что играет в то, что «мы неординарны», а вот Юрий Погребничко, кажется, играет в то, что ординарен, привычен, обычен. Но ни зрителей, не вселенную он уже не обманет.
Детство вспоминала Марина Белова
Фотографии предоставлено Театром ОКОЛО