ХОРОШИЙ СПЕКТАКЛЬ

admin

В последнее время классику в театре настолько любят смешивать с современностью, что идти на спектакль по классической пьесе порой просто рискованно.

  Одна из недавних премьер в Театре им. Моссовета – «Свадьба Кречинского» по пьесе Сухово-Кобылина. Помня, что этот театр славен своими музыкальными спектаклями, я радостно вспомнила художественный фильм с Виктором Костецким в роли Кречинского и бесподобной музыкой Александра Колкера и бодро отправилась на премьеру. Тем неожиданней были впечатления…

  В последнее время классику в театре настолько любят смешивать с современностью, что идти на спектакль по классической пьесе порой просто рискованно. И действительно – кто знает, какая вожжа попадет под мантию тому или иному режиссеру?! А вот Павел Осипович Хомский, по всей видимости, ставил спектакль спокойно и не торопясь. Взял одну из самых популярных классических пьес, пригласил на главные роли именитых актеров своего театра – Васильева, Стеблова, Ленькова, Талызину, – проработал с ними роли в традициях старой театральной школы – и спектакль получился.

  Костюмы и декорации тоже радовали глаз – Виктория Севрюкова и Мария Рыбасова сделали картинку максимально приятной, но довольно нейтральной. Пожалуй, самая неожиданная деталь – это пальмы в кадках, украшающие квартиру Кречинского. Остальное будто сошло с витрины антикварного магазина или было взято напрокат из музея. Оборчатые юбки дам, атласные жилеты кавалеров, даже одежда слуги Федора и обноски Расплюева продуманно и гармонично сочетаются друг с другом и декорациями. Единственный минус оформления «Свадьбы Кречинского» – это непопадание актеров в свет в отдельных сценах. Точную причину назвать не берусь – то ли освещение было сбито, то ли просто сказывалось то, что спектакль совсем новый.

  Композицию пьесы немного поменяли – начинается все не со сватовства Кречинского, а с его отчаянного размышления – где взять денег? Недавняя помолвка вспоминается им посреди вихря мыслей. Анатолий Васильев играет Кречинского порывисто, эмоционально, но при всем этом герой все же получается несколько тяжеловатым – сказывается разница в возрасте между актером и персонажем пьесы, которому должно быть под сорок. С этого момента и начинаются некоторые нестыковки в сюжете. Например, страстная влюбленность в Кречинского Лидочки выглядит абсолютно неестественной и надуманной. А если учесть, что исполнительница этой роли актриса Лилия Волкова играет свою героиню с помощью полного набора всевозможных штампов и отчаянно переигрывая, то история любви вообще становится скучной и даже глупой…

  Одна из самых выгодных ролей русского классического репертуара – это, несомненно, роль Ивана Антоновича Расплюева. В Театре им.Моссовета его великолепно играет Александр Леньков. Герой получился неоднозначный. С одной стороны, он смешной и временами жалкий, но как меняется он, когда речь заходит о возможной выгоде! Такого человека можно даже испугаться. И, кажется, что только почтенный возраст становится причиной его неудач. Леньков отыгрывает историю персонажа прямо по Станиславскому: он выходит на сцену с полным осознанием того, кто он, откуда, зачем и как жил до момента появления перед публикой.

  Такой же качественной игрой отличается и дуэт Стеблов-Талызина. Видно, что артисты получают удовольствие от этой работы, и поэтому герои их живые, обладающие ясными характерами.

  Спокойное, неторопливое течение спектакля вызывает и такие же впечатления от него — не ждите катарсиса или познания смысла жизни. Это не хорошо или плохо – это просто факт. Полагаю, что публика даже соскучилась по подобным постановкам.

  Отдельным абзацем – просьба к режиссеру. К режиссерам, ибо речь пойдет о привычке, которой грешат многие постановщики. Господа, сколько можно выпускать на сцену курящих актеров? Зачем курить на сцене?! Я понимаю, что некоторые образы прекрасно дополняются сигаретой/сигарой/самокруткой, но пожалейте же зрителей! Вот и здесь: на сцене появляется один из кредиторов Кречинского – купец Щебнев. Холеный, дорого одетый, он входит с чувством собственной правоты и требует отдать долг. Немедленно. Да, ему идет сигара в цепких пальцах. Но первые десять рядов партера великолепно обошлись бы и без этой режиссерской находки. Артистам повезло еще, что ни у кого из публики не было аллергии на табачный дом. Иначе пресловутый «кашель в зале» было бы просто не остановить. А надо ли вам это?..

  Признаюсь, на протяжении всего спектакля во мне боролись зритель и критик. Первый смотрел, радовался за хорошие роли для хороших артистов и совершенно искренне аплодировал в финале. А вот критику не хватало понимания: о чем постановка? Я сейчас не о сюжете, а о сверхзадаче, смысле и т.д. Ведь режиссеры не просто так выбирают пьесы к постановке в собственном театре! Должно быть разумное объяснение. Почему явилась Москве «Свадьба Кречинского»?

  Некоторое подозрение, что вот-вот явится ответ на этот вопрос, возникло, когда зрители активно отреагировали на фразы: «Боже, как иногда бывают нужны деньги!» и «Вам говорят, что дела мои расстроены? А кто, живучи в Москве, нынче не расстроен?! Мы все расстроены!» После второй даже раздались аплодисменты. И вот, казалось бы, можно рассказать о том, до чего довести может погоня за деньгами с одной стороны и столичной светской жизнью с другой. Сделать акцент на том, что Кречинский действительно хочет окончить жизнь, связанную с игрой и начать что-то новое. Да, возможно это было бы надуманно, но тогда сюжет обрел бы прочный фундамент. Тогда и возраст актера был бы к месту! Публике был бы представлен рассказ о том, как уставший человек вдруг захотел счастья. А добиться его иначе, чем интригами и мошенничеством просто не может – не умеет. Но – история и в театре не знает сослагательного наклонения… Поэтому спектакль стал просто очередной хорошей постановкой без амбиций и заявок.

Смысл искала Наталья Ионова
Фотографии Елены Лапиной

Author

Поделиться: