МАКСИ-УСПЕХ МИНИ-ОПЕРЫ

admin

Жанр оперы подразумевает под собой нечто фундаментальное и роскошное. Когда слышишь это слово, представляешь что-то пурпурно-золотое, дам в мехах, мужчин в дорогих костюмах…

  Но, боюсь, что все это было раньше, а сегодня рядовой зритель может позволить себе прийти «в оперу» в джинсах, и хорошо, если вместо футболки будет надета рубашка… Сам жанр, естественно, тоже претерпевает изменения.

 Не буду задумываться о том, на пользу ли идет модернизация этому консервативному жанру, а расскажу об одной форме оперы, с которой я познакомилась, придя на постановку оперы Доменико Чимароза «Импресарио в затруднении», поставленной силами Ансамбля солистов «Премьера» Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского. Эту камерную, компактную постановку я бы привела в пример, если бы пришлось говорить о новых формах, которые не нанесли ущерба смыслу. 

  Немного истории. «Импресарио» — опера-буффа, комическая опера, которая в противовес жанру опера-сериа («серьезная опера») отличается небольшими масштабами, буффонадами, пародиями, а также предполагает не только классическое бельканто, но и речитативы, последнее объясняется еще и временем создания произведения — XVIII век. Доменико Чимароза не только писал и ставил оперы, но и был на должности придворного капельмейстера и композитора при дворе Екатерины II и австрийского императора Леопольда.

   Ансамбль солистов «Премьера» впервые поставил оперу «Импресарио в затруднении» в России. Хочется похвалить их за смелость в выборе материала: экспериментировать с оперным жанром в последнее время позволено только в Большом театре, да и то вопрос — а получается ли у них? Но оставим в покое темное настоящее Большого и вернемся к малым формам. 

  Действие происходит в помещении сдающегося театра, о чем и сообщает соответствующая табличка. Все же идут репетиции — на сцене находится оркестр в полном составе. Под его аккомпанемент и будет разворачиваться действие. Возможно, идея разместить оркестрантов и дирижерский пульт именно так — вынужденная необходимость, но она оборачивается огромным плюсом этого спектакля — при наличии такого фона уже не нужны масштабные декорации. Еще один плюс — постановка максимально мобильна, ее легко возить на гастроли или перевозить с площадки на площадку (своего пространства коллектив пока не имеет). Однако оркестр на сцене не в коем случае не превращает полноценный оперный спектакль в концертную версию!

  Исполнители и музыканты поддерживают связь: то переглянутся друг с другом, то обратятся с «апартом». Больше других  внимания удостаивается Ирина Лукина, исполняющая партию клавесина, словно каждое обращение к ней лишний раз подчеркивает редкость этого инструмента в современных постановках.

  Если не брать в расчет отсутствие оркестровой ямы, то в остальном присутствуют все элементы классической оперной постановки — арии, дуэты, многоголосье. Комической делают ее сюжет и присутствие, на первый взгляд, полностью комического персонажа — Марианны, уборщицы, работницы театра (актриса Юлия Караваева), которая является своеобразным духом и хозяйкой этого театра. Ей ничего не стоит мыть полы во время обсуждения новой постановки и скептически поднимать брови на неудачный пассаж местных певиц. В два счета она притянет внимание публики, когда запоет. Нет, арии у этой героини нет, она просто пройдет по своим делам, напевая что-то, и голосом и тембром не уступит примадонне, которую пригласил импресарио.

  Сюжет крутится вокруг новой постановки, задуманной импресарио Доном Кризоболо (Рубэн Навасардян). Певицы (Анастасия Кутина и Анастасия Лебедянцева) требуют не только ролей, но и красивых платьев и прочих атрибутов примадонн. Композитор (Михаил Винницкий) в творческом поиске, либреттист (Константин Сучков) почивает на лаврах, а импресарио действительно в затруднении: ему предстоит очаровать приезжую примадонну Фьордиспину Корибанти (Елена Безгодкова) и убедить ее участвовать в его спектакле. К сожалению, ему это не удастся сделать и в страхе он сбежит, предоставив артистам самим решать, что делать. Но творческие люди — создания неорганизованные, самостоятельностью не отличающиеся, вот и бросятся вдогонку и певицы, и композитор. А вот примадонна может позволить себе паузу и даже завяжет отношения с автором. На их лирическом дуэте и закончится действие. А уборщица, уходя со сцены, опять поставит объявление «Театр сдается», давая мнимую надежду, что из этого хаоса все же появится что-то прекрасное.

  Авторы эпохи барокко не избалованы частой постановкой своих произведений, поэтому и притягивает «Импресарио» внимание знатоков. А для успеха у широкого круга зрителя опере не хватает двух вещей: своей площадки, что позволит играть регулярно,  и грамотной рекламы – к сожалению, без этой модернизации консервативной опере не обойтись. 

Клавесин слушала
Марина Белова

Author

Поделиться: